Сетевое издание «Дагестанская правда»

02:55 | 28 октября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Сохраним дагестанские банки

A- A+

В нынешнее кризисное время, как не раз подчеркивал Президент РФ Д.Медведев, одна из главных задач – сохранение банковской системы страны. Госдума и Правительство России с этой целью принимают энергичные меры. Мы обратились к президенту Ассоциации дагестанских банков Анвару Кадиеву с просьбой прокомментировать некоторые из них.

— Насколько нам известно, в феврале 2009 года Государственная Дума приняла, а Совет Федерации одобрил, несмотря на официальные протесты банковского сообщества и ряда государственных учреждений, законопроект № 99780-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Как бы вы могли его прокомментировать?

— Да, вы правы. Речь идет о поэтапном повышении требований к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций. В частности, коммерческие банки, капитал которых на 1 января 2007 года был менее 90 млн. руб., обязаны довести значение данного показателя до указанного уровня к 1 января 2010 года, а к 1 января 2012 года – до 180 млн. руб. Данный Закон принят в пакете мер по стабилизации отечественной финансовой системы, однако, по нашему мнению, он представляет собой ярко выраженный лоббистский документ, направленный на принудительное удаление с рынка успешных региональных банков. Его поспешное принятие, тем более с ограниченными сроками реализации (10 месяцев), на наш взгляд, является не только бессмысленным и  вредным с позиции принимаемых мер по стабилизации финансовой системы, но и профессионально ограниченным в вопросах представления инструментов развития малого бизнеса в России и развития региональных финансовых систем.

— А чем вызвана такая инициатива и поспешность со стороны законодательных органов?

— Ликвидация малых банков представлена инициаторами законопроекта как «способ приблизить уровень капитализации российских банков к мировым стандартам». Однако мировые стандарты не определяют понятия количественного размера капитала как ключевого в целях достижения стабильности и устойчивости банковской системы, ради которых данный законопроект якобы разработан. Мировой кризис это подтвердил в полной мере.

Разработчики законопроекта умышленно либо по незнанию ставят знак равенства между размером капитала банка и показателем его достаточности. А это разные понятия. Ключевым показателем финансовой устойчивости банка по мировым стандартам является показатель достаточности капитала (отношение размера собственных средств к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска). А этот показатель, в частности даже у региональных дагестанских банков, в 1,5-2,5 раза выше, чем у банков, постоянно просящих помощи у государства и добивающихся снижения этого показателя. Это лишь подтверждает эффективность работы малых банков, не получающих ни рубля помощи у государства, но стабильно обслуживающих малый бизнес в регионах даже в условиях кризиса. Более того, всем известно, что скорость прохождения финансовых документов между небольшими региональными коммерческими банками в два раза быстрее, чем с использованием филиалов и отделений крупных банков с их сложной системой межрегиональных расчетных центров. И в этом региональные банки являются несомненными конкурентами банков-монополистов.

Разработчики законопроекта умышленно либо по незнанию ставят знак равенства между размером капитала банка и показателем его достаточности. А это разные понятия

— В чем же тогда состоит позиция Ассоциации дагестанских банков?   

— Нельзя в отношении банков менять правила игры за 10 месяцев до предлагаемого срока его реализации, превращая такой закон по своей сути в ликвидационный и антирегиональный. Ведь всем нам предельно ясно, что принятие данного законопроекта может привести к отзыву лицензий у значительного числа региональных, в том числе устойчивых банков, а наша основная задача — сохранить все дагестанские банки. Мы за повышение капитализации банков, но экономическими, а не административными способами.

Надо понять, что любой, даже малый банк, соответствующий всем стандартам, доведенным Центральным банком России, – это сложный финансовый организм, а не простая торговая точка.

Поэтому наша Ассоциация поддержала инициативу правления ЗАО АКБ «Кавказ-Гелиос» и обратилась в коллективном письме от имени 54 малых банков к Президенту России Д.Медведеву с ходатайством отложить утверждение данного закона как не относящегося к реализации мер по стабилизации финансовой системы и не способствующего развитию региональных финансовых систем и направить его на доработку.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»