Сетевое издание «Дагестанская правда»

03:00 | 22 января, Пт

Махачкала

Weather Icon

Специалисты для «Стратегии-2020»

A- A+

Проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики должны стать главной составляющей образования республики. В основе проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года лежит инновационное развитие экономики. Но этот переход на выпуск наукоемкой продукции, как известно, наталкивается на ряд серьезных проблем, сдерживающих темпы развития этого процесса. Сегодня многие российские предприятия выпускают продукцию, уступающую по своим качествам зарубежным образцам, и зачастую вынуждены свертывать производство, не выдерживая конкуренции на отечественном и мировом рынках. Это объясняется тем, что в промышленности преобладают старые технологии, слабо используются достижения современной науки и управления. По разным оценкам, в целом по стране число предприятий, использующих инновации, не превышает 10 процентов. Об этом наш корреспондент беседует с проректором по научной работе и развитию, профессором ДГУ Назиром Ашурбековым.

— Назир Ашурбекович, каковы, на ваш взгляд, основные причины инновационного отставания экономики в нашей стране?

— Причин инновационного отставания отечественного производства немало. Среди них, на наш взгляд, ведущее место занимает недостаточное кадровое обеспечение инновационного экономического развития. Не умаляя значения экономических условий для научно-технического прогресса, инвестиционной политики,  нужно отметить, что всевозрастающую роль играет субъективный фактор: это навыки  руководителей компаний, ведущих специалистов внедрять и осуществлять новый курс, связанный с реализацией инновационного типа развития производства. И не случайно, что избранный Президент РФ Дмитрий Медведев 8 апреля 2008 года на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей отметил, что для перехода к инновационной экономике требуется создавать новую систему подготовки кадров и для решения проблемы нехватки кадров «делается пока недостаточно». Система среднего специального и технического образования, по его оценке, запущена и, более того, деградировала. «Не нужно восстанавливать ПТУ 1970-х годов, которыми мы так гордились. Нужна новая система подготовки по всем специальностям, которые нужны для перехода на инновационную экономику», — подчеркнул Д.Медведев.

Общепринято мнение, что в России население имеет достаточно высокий уровень образования. Более 23% занятого населения имеет высшее, еще 39% — среднее профессиональное образование (в том числе 3% — неполное высшее образование), т.е. более 60% работающих являются по образованию специалистами. Нельзя отрицать наличие творческого потенциала у тех, кто окончил профессиональное училище, т.е. имеет начальное профессиональное образование и является квалифицированным рабочим — их более 15%.

Растет количество аспирантов и докторантов. Выпуск из аспирантуры за 10 лет вырос в 1,7 раза, в том числе с защитой диссертации в 2 раза. Растет количество кандидатов и докторов наук, но доля защищающихся по  техническим и физико-математическим дисциплинам снижается. Несмотря на постоянный рост количества образованных людей, экономика в целом и особенно ее инновационный сектор испытывают кадровый голод. В то же время, по разным оценкам, более 4 миллионов специалистов работают в качестве простых рабочих, не по специальности. В связи с этим многие ученые и практики делают вывод о расточительности затрат государства на высшее образование. Эти оценки убедительны, и требуется существенно пересмотреть структуру профессионального образования, оптимизировать соотношение численности обучающихся в системе «вуз — техникум

— ПТУ».

— А что происходит с инновациями у нас, в Дагестане, в условиях, когда производство находится в крайне запущенном состоянии, и речь порой идет о необходимости его элементарного восстановления. Остро встает и вопрос кадровой подготовки.

— Сегодня сложилась парадоксальная ситуация с кадровым обеспечением и в Республике Дагестан:  наш трудоизбыточный регион испытывает острую нехватку высококвалифицированных специалистов. Для решения этой проблемы особое значение во всех инновационных программах должна иметь стратегия развития образования.
Инновационное развитие экономики предполагает подготовку кадров по новым направлениям развития техники и технологии, экономики и управления, повышения роли дополнительного профессионального образования, формирования работников, обладающих инновационными способностями, т.е. умением вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его. В этой связи уместно вспомнить одну китайскую пословицу: «Скажи мне, и я забуду: покажи мне, и я вспомню; вовлеки меня в процесс, и я пойму; отойди, и я буду действовать!».

Подготовка кадров для инновационной деятельности должна носить комплексный характер, обеспечивая весь «жизненный цикл» инноваций. При создании и производстве инновационного продукта нужны команды специалистов, умеющих анализировать рынок, осуществлять стратегическое планирование и  управление проектами, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, организовывать  инновационную инфраструктуру, вести опытно-конструкторские и технологические разработки, организовывать экспериментальное производство;  обеспечивать защиту интеллектуальной собственности, продвигать продукт на рынки, осуществлять послепродажный сервис и обеспечивать  эксплуатацию инноваций. Практически все элементы этой деятельности сопряжены с использованием передовых информационных и интерактивных образовательных  технологий.

Сформировать такую систему подготовки кадров может только многоуровневая система подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации специалистов для инновационного бизнеса. Организовывать ее можно на базе ведущих вузов республики, в том числе и на базе Дагестанского государственного университета. Эти учебные заведения должны располагать передовыми образовательными программами и соответствующим материально-техническим оснащением. В противном случае мы никогда не получим качественного инновационного продукта и не преодолеем проблему отъезда высококлассных специалистов за пределы республики и за рубеж.

К решению задачи подготовки кадров для инновационной экономики должны быть привлечены заинтересованные бизнес -структуры.  Следует отладить механизмы государственно-частного партнерства в сфере подготовки специалистов, создании инновационной инфраструктуры — студенческих бизнес-инкубаторов, технопарков, офисов коммерциализации технологий. Как показывает опыт различных стран, в условиях современной конкуренции превращение научных идей в успешный инновационный проект, привлекательный как для инвестора, производителя, так и для конечного потребителя, способны обеспечить лишь профессионально подготовленные управленцы.

При подготовке инновационных специалистов можно столкнуться с рядом следующих проблем, которые необходимо преодолеть: отсутствие в нашем обществе традиций «коммерциализировать знания», «зарабатывать деньги на знаниях и умениях»; устойчивое восприятие нововведений как реальной угрозы благополучию и статусным позициям; практическое отсутствие необходимых организационно-правовых условий развития инновационной деятельности и, прежде всего, его финансового сопровождения.

Очевидно, что все эти трудности в принципе преодолимы. Однако благоприятная среда для нововведений в экономике и образовании может возникнуть лишь в результате более успешной совместной деятельности всех заинтересованных в инновационных преобразованиях участников. Высшей школе необходимо отвести особую роль в формировании инновационной культуры общества: обучение тех, кто создает и продвигает инновации, и тех, кто их будет потреблять.

В этой связи невозможно не затронуть вопрос о модернизации образования в дагестанских вузах.

Современные подходы к модернизации образования, переход к многоуровневой системе образования дают возможность формирования учебных программ и планов, ориентированных на подготовку востребованных для данной отрасли экономики инновационных специалистов. Сегодня есть основания утверждать, что многие традиционные методы предоставления и оценки знаний, овладения специальными навыками не соответствуют принципам формирования профессионального сознания, не отражают современных потребностей качества образования. Здесь требуется большая работа по разработке инновационных методов обучения, проведению организационной работы по подготовке инновационных специалистов с обязательной практической стажировкой.

Если говорить о нашем вузе, то в настоящее время приоритетным направлением развития Дагестанского государственного университета является  внедрение инновационных образовательных программ. Мы разработали комплексную программу развития инновационного непрерывного образования в университете, которая была представлена на конкурс в рамках национального проекта «Образование» и получила достаточно высокую оценку: среди всех инновационных образовательных программ вузов Российской Федерации ДГУ занял 35-е место.

Основу этой программы составляет внедрение инновационных образовательных технологий и достижение высокого качества образования на основе современной науки. Сегодня университет располагает собственным Центром Интернет с оптоволоконным и спутниковым каналами связи. На базе нашего Интернет-центра в рамках федеральной целевой программы создан региональный ресурсный Центр с доступом к федеральным инновационным электронным  образовательным ресурсам. Мы развиваем интеграцию науки и образования, и в этом направлении совместно с академическими институтами ДНЦ РАН созданы базовые кафедры по направлениям физика, биология, экология.  Заключены договоры со многими предприятиями и учреждениями республики для целевой подготовки специалистов с учетом реальной потребности нашей республики в специалистах.

Для отслеживания этих процессов в университете открыт Центр по содействию трудоустройства выпускников университета. В университете системно обновляются специализации, вводятся новые магистерские программы и специальности. Приведу лишь некоторые примеры: по экономическим специальностям введены новые специализации с уклоном на новые информационные технологии; на физическом факультете открыта новая инновационная образовательная программа «медицинская физика», на экологическом факультете реализована целостная непрерывная система подготовки специалистов, включающая в себя бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, функционирует докторский диссертационный совет. Эта работа дает реальные результаты уже сегодня: многие наши студенты награждаются дипломами и медалями на престижных конкурсах федерального уровня. Таких примеров много, и мы видим будущее университета именно в его инновационном развитии.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»