Купить PDF-версию
09:56 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
09:20 14.06.2018

Стратегические приоритеты развития

Магомед Гасанов, доктор экономических наук, профессор ИСЭИ ДНЦ РАН
Выпуск - 2018 №№ 157-158
16

В своем Послании Федеральному Собранию (март 2018 г.) Президент страны Владимир Путин акцентировал внимание на перспективном развитии экономики производственной инфраструктуры. В частности, он отметил, чтобы обеспечить прорывное развитие, вывести на новый уровень качество городской среды и инфраструктуры, в ближайшие шесть лет нам потребуется направить на эти цели значительные дополнительные финансовые ресурсы. Президент страны подчеркнул: для развития городов, роста деловой активности, обеспечения «связанности страны», повышения качества жизни нам нужно буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями.

Между тем анализ прогноза развития производственной составляющей инфраструктуры республики показывает, что к 2027 г. примерно на 15–20% повысятся объемы перевозок продукции и пассажиров, по сравнению с 2017 годом. При этом необходимо осуществить комплексное развитие производственной составляющей инфраструктуры как одно из условий существенного повышения жизненного уровня населения; формирование и законодательное оформление структуры рынка услуг и ценовой сферы, системы регулирования транспортной деятельности и государственной поддержки важнейших инфраструктурных услуг; установление государственных стандартов дорожно-транспортной обеспеченности территорий и населенных пунктов региона.

Составляющие производственной инфраструктуры, как показывает практика, оказывают значительное влияние на повышение эффективности экономики. Это достигается прежде всего путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения до переработки и реализации, а также принятия эффективных управленческих решений в данной области. В Дагестане приходится говорить о существенном отставании сегодня материально-технической базы инфраструктуры от потребностей экономики, её большой изношенности, неудовлетворительном состоянии путей сообщения, росте цен на топливно-энергетические ресурсы и прочем.

Как считают эксперты, при неблагоприятном сценарии уже в 2018–2020 гг. в республике могут возникнуть ограничения инфраструктурной доступности и товародвижения в международных, региональных и внутренних каналах, а значит инфраструктура может стать фактором тормоза экономического роста. В противовес этому негативному сценарию развитие региональной логистической инфраструктурной системы способно создать соответствующие технические, организационные, экономические, правовые и информационные предпосылки для уверенного развития экономики. Для этого необходимо: системно объединить существующие, уже созданные элементы производственно-информатизационной сферы республики; обеспечить развитие и доведение до необходимого уровня недостаточно развитых элементов дагестанской логистической инженерной инфраструктурной системы; создать новые недостающие элементы и звенья региональной логистической транспортной сферы.

Первоочередная задача для республики — разработка четкой, реальной производственно-инфраструктурной стратегии, например, по созданию единой инфраструктурной системы, транспортно-складской базы на основе экспортных коридоров или модернизации железных дорог. Это требует стратегического планирования, оно должно быть крупномасштабным, общенациональным и конкурентно-ориентированным.

Врио Главы республики В.Васильев придает большое значение развитию инфраструктуры, повышению эффективности и наведению надлежащего порядка в осуществлении производственно-транспортной деятельности. При этом, считаю, необходимо создать при Правительстве республики межведомственный координационный совет по развитию производственно-инфраструктурного комплекса а также рассмотреть возможность организации уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам инфраструктурного развития Дагестана, который будет управлять выделенным бюджетом и осуществлять финансовый контроль. Для этого, считаю, возможны такие каналы финансирования, как: налоговые поступления из соответствующих бюджетов (в конечном счете — от налогоплательщиков); увеличение государственного долга; сборы с пользователей услугами дорожно-транспортной инфраструктуры.

Повысить связанность территории региона за счет современных инфраструктуры и коммуникации — достижение этой цели должно стать ключевым ориентиром устойчивого функционирования производственной инфраструктуры. Важно при анализе проблем развития предприятий производственно-логистической инфраструктуры сделать акцент на то, чтобы она работала прежде всего на внутрирегиональные, внутридагестанские нужды. А еще разработать комплексную программу развития производственной инфраструктуры на 2019-2025 годы и на период до 2050 г. с учетом особенностей всех республик СКФО. В частности, включить их в обустройство инфраструктурного коридора «Север-Юг» для развития международного транзита и экспортных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область; формирование с учетом современных реалий производственной инфраструктуры курортно-рекреационной зоны (в первую очередь речь идет о качестве транспортно-логистических узлов Северо-Кавказской федеральной дорожной сети); создание дорожных фондов на муниципальном уровне решения проблемы внутриреспубликанских дорог. Это будет определенная новация.

Считаю, что решение этих и ряда других актуальных вопросов позволит республике подняться на новый уровень развития и сделать производственную инфраструктуру ведущей отраслью в экономике Дагестана. Приоритетными должны стать внутригородские и внутрипоселковые дороги – у нас сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступом к автотрассам, а перспективный прогноз развития отрасли выходит за географические границы приграничного региона. В частности, появление современной дорожно-транспортной сети позволит сделать реальностью идею доступности главных курортов Юга России – Кавминвод, Домбая, Приэльбрусья, Каспийского, Черноморского побережья и других, что позволит резко увеличить число туристов, а туристическую отрасль сделать одним из драйверов экономики республики.

Статьи из «Экономика»

Цены – на высоте

5
Цены на авиабилеты в Дагестан и в обратном направлении весьма огорчают пассажиров. И ничего...

Власть, близкая к народу

4
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...

Рынок сбыта расширяется

45
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

5
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

6
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

63
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

23
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...