Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 30 октября, Пт

Махачкала

Weather Icon

Троллейбус: маршрут надежды

A- A+

Оказавшись, казалось бы, в замкнутом кругу неразрешимых проблем, МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» все же выходит из затянувшегося производственного кризиса. Однако до света в конце туннеля не так-то близко, до остановки – «финансовое благополучие», - заветной мечты коллектива этого транспортного предприятия, еще много пути. Как говорит начальник троллейбусного управления Хаджи-Мурад Магомедов, дожить бы до этих времен.

— Наша газета уже не раз писала о той непростой ситуации, в которой оказалось некогда экономически крепкое предприятие столицы. За последнее полугодие здесь мало что изменилось. Троллейбусное управление по–прежнему лихорадит. Закрыт еще один маршрут — четвертый, в городе их сегодня осталось только три – действуют только 5,6 и 8 маршруты. Да и на них троллейбусы курсируют с большими интервалами, что, конечно же, создает неудобства пассажирам, а в конечном счете бьет по кассе предприятия.

Тот же замкнутый круг… По причине хронического недофинансирования дотаций из бюджета города задержки по выплатам заработной платы случаются не просто часто, это здесь в порядке вещей. Более половины троллейбусного парка сегодня не выходят на маршруты. Некому сесть за руль. Нет водителей. Не желая работать в долг, многие уволились. А ведь, даже обучив, заметим, без соответствующего допуска людей, не каждого водителя можно поставить на линию. Без лицензии нет и допуска, а ее не выдают, потому что есть долги по налоговым отчислениям. Круг замыкается…

Пригласив в кабинет заместителя управления Фузуллу Фузуллаева и главного бухгалтера Камиля Юсупова, Хаджи-Мурад Магомедов рассказывает:

-Когда-то коллектив троллейбусного парка насчитывал 360 человек, сегодня от него осталась ровно половина, это самые стойкие наши работники. Но и их ряды тают с каждым днем.

Только на днях подписал несколько заявлений об увольнении. Чем мне их удержать? Обещаниям они уже не верят. Мы платим зарплату из денег, которые к нам поступают из городского бюджета. Если поступлений нет, нечего выдавать… Вот смотрите, — Хаджи-Мурад показывает документ. — Это предписание Республиканской прокуратуры. В ней говорится о недопустимости фактов задержки выплаты зарплат. Требуют, чтобы наказали того, по чьей вине это происходит. Абсурд. Кого мне наказать, себя, или своего бухгалтера? Так ведь он исправно и всегда вовремя предоставляет в финансовое управление администрации Махачкалы все положенные документы. Но деньги, несмотря на распоряжения мэра столицы Саида Амирова, поступают всегда с опозданием и в неполном объеме. Так кого мне наказывать?

— Задолженности большие? – интересуюсь я.

— В этом месяце мы, надеюсь, зарплату выплатим без задержек? — обращается Х.-М. Магомедов к главному бухгалтеру.

— Обещают перечислить на днях, — отвечает К. Юсупов.

— Вот так всегда. Обещают. Работников-то между тем не так много осталось. На маршруты ежедневно выходит всего от 15 до 18 троллейбусов. Работают водители в полторы смены, а не в 2, как положено. Так мы хоть как-то увеличиваем количество машин на линии. А вот проблемы с налоговыми отчислениями существенные – около 9 миллионов рублей. Долги эти за нами тянутся из года в год, и ничего с этим мы поделать не можем.

-С 15 июня проезд в городском троллейбусе вновь стоит 5 рублей, как вы этого добились?

-Мы вместе с главным бухгалтером пошли на прием к Саиду Амирову. Объяснили ситуацию, что решение администрации города поднять плату до 7 рублей, почти что вдвое сократило наполняемость троллейбусов. Люди стали отказываться от троллейбусов в пользу маршрутного такси, ведь разница в два рубля незначительна.

Повышение платы за проезд было обосновано намерением администрации сократить дотации нашему предприятию из городского бюджета за счет увеличения сборов. На практике же это лишь усугубило ситуацию. Лишение доступности общественного транспорта социально незащищенных слоев населения дополнительных денег предприятию не принесло. Саид Амиров это прекрасно понял и дал распоряжение: цену проезда вернуть на уровень прежних 5 рублей. Ситуация от этого улучшилась.

— И тем не менее, проблем с недостатком средств это все же не решило? Как собираетесь выбираться из долговой ямы?

— Мы очень надеемся на реализацию федеральной программы, согласно которой уже несколько лет республике из федерального бюджета выделяются достаточно серьезные средства на осуществление практики социальных проездных билетов. Во всех регионах страны пенсионеры, инвалиды труда и войны, другие лица, имеющие право на льготы, подобными проездными билетами уже пользуются. У нас же, несмотря на то, что деньги Москва перечислила и они были заложены в республиканском бюджете, по причине нерасторопности чиновников эти средства не дошли до своих адресатов. В этом году мы данный вопрос подняли, обратились в Правительство, и, надеемся, он будет решен положительно.

— Сроки поджимают, если и в этом году нам не удастся освоить эти средства, республике денег больше выделять не будут, – включается в разговор Фузулла Фузуллаев. — В 2006 в Дагестан на эти цели поступило 14, в этом году чуть более 18 миллионов рублей. И Америку в этом деле открывать не нужно, есть хороший опыт других регионов страны, соседних республик, но мне пришлось долго ходить по министерствам, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Необходимые согласования уже проведены, готов проект постановления Правительства, который в ближайшем времени будет, надеюсь, подписан.

Суть социальных проездных билетов в том, что часть стоимости проезда в общественном транспорте пенсионерам и инвалидам будет компенсировать государство. Предполагается, что социальные проездные билеты будут реализовываться через киоски, и будут стоить 50 рублей при реальной стоимости 250 рублей. Средства от реализации этих проездных, мы думаем, должны поступать на счет нашего предприятия, что, конечно же, поможет оздоровить наше финансовое положение.

— Еще одна хорошая новость, — продолжает Хаджи-Мурад Магомедов. — Столкнувшись с трудностями получения новой лицензии на право вести обучение водителей, мы все-таки с просьбами, уговорами сумели продлить старую. Поэтому, пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих на курсы водителей. Зарплата у водителей в среднем 10 тысяч рублей, согласитесь, приличная сумма. И с выплатами зарплат, думаю, мы все же вопрос решим. С октября будут действовать социальные проездные, а значит, будут и средства. Мы даже ждем иногородних рабочих и готовим для них комнаты в нашем общежитии.
Р.S.

Оптимизма транспортникам придают и заверения Президента Дагестана Муху Алиева не оставить без помощи общественный транспорт столицы. В ближайшем будущем республика планирует закупить около 40 новых троллейбусов. В мае 2009 года намечено открытие маршрута Махачкала – Каспийск. До республиканского издательского дома силами троллейбусного управления ведется новый маршрут. Линия уже готова на 70-80 процентов. Из Каспийска до Махачкалы на средства республиканского бюджета реконструируется федеральная трасса, включающая инфраструктуру троллейбусной линии. Однако всего этого Махачкалинскому транспортному управлению может не хватить, чтобы сохранить свой коллектив. Помощь, прежде всего финансовая, предприятию необходима сегодня.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»