Купить PDF-версию
20:07 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
09:45 20.12.2018

Ведущий фактор подъема экономики

Казбек Амирханов, член Совета старейшин при Главе РД, заслуженный работник легкой промышленности ДАССР
Выпуск - 2018 №№ 351-352
29

Для Дагестана одной из проблем являются сокращение и постепенное преодоление дотационности региона. Развитие промышленности может стать реальным и надежным источником налоговых поступлений, создания новых рабочих мест, обеспечения финансовой самодостаточности республиканского бюджета, укрепления экономической безопасности региона, повышения уровня жизни населения.

Необходимо использовать имеющуюся сегодня возможность прямого обращения к федеральным органам власти, которую обеспечивает нынешний Глава Дагестана Владимир Васильев для ускорения социально-экономического развития республики. Принимаются меры по искоренению коррупции в Дагестане, в том числе и во властных структурах, многие федеральные министры побывали у нас и лично участвуют сегодня в решении сложных вопросов развития республики.

Необходимость развития дагестанской промышленности диктуется перспективой освоения месторождений минерального сырья, более полного использования сельскохозяйственной продукции, расширения масштабов добывающей и перерабатывающей промышленности. Крайне важно для Дагестана развитие топливно-энергетического комплекса за счет добычи и переработки нефти и газа, создания дополнительных мощностей по электро­энергетике и т.д.

Важнейшим направлением реструктуризации промышленности является развитие ТЭК, в том числе альтернативной энергетики и малых ГЭС. Приоритетными также являются традиционные для Дагестана пищевая и легкая отрасли. Современная пищевая промышленность должна обеспечивать занятость значительной части населения (причем не только в городах, но и в некоторых районах), создавать рынок сбыта сельхозпродукции (следовательно, способствовать занятости в сельском хозяйстве и его развитию), гарантировать продовольственную безопасность республики.

Одной из приоритетных отраслей промышленности Дагестана является машиностроение, наиболее трудоемкие и наукоемкие ее подотрасли (электроника, приборостроение и др.). Возможно, для республики неперспективно создание масштабных металлоемких производств, но весьма актуально развитие адаптированного к дагестанским условиям сельхозмашиностроения, производства оборудования для переработки сельхозпродукции, бытовой техники и т.д.

Сегодня о существенном отставании развития промышленности Дагестана от уровня других российских регионов, а также регионов СКФО свидетельствуют данные объема производства промышленной продукции в расчете на душу населения. По этим показателям Дагестан отстает от России в 21,2 и в 12,8 раза, от СКФО – в 3,3 и 3,0 раза соответственно.

Отставание индустриального развития республики наглядно видно по состоянию основных фондов промышленных видов деятельности. Они составляют всего 0,34 % всех аналогичных фондов России. Ничтожную долю в объеме основных фондов страны (0,04%) имеет республика по добыче полезных ископаемых. Именно резкое отставание объема инвестиций в основной капитал промышленности республики привело к тому, что основные фонды в расчете на душу населения в среднем в России больше в 6,1 раза, чем в Дагестане.

Научно-технический и инженерно-конструкторский потенциал промышленности республики в дореформенные годы был сконцентрирован на оборонных предприятиях машиностроительного комплекса. В настоящее время загрузка производственных мощностей машиностроения составляет в пределах 15-20%, что характеризует наличие огромного потенциала развития отрасли. В частности, имеется возможность повышения доли наукоемкой продукции, создания системы поддержки инновационной деятельности предприятий, реализации инновационных проектов, использования потенциала науки в развитии промышленности республики.

В 2015 году был принят Закон РД «О промышленной политике в Республике Дагестан», который почти полностью повторяет федеральный закон и не отражает региональной специфики. А 4 июля 2013 года было принято постановление Правительства РД № 340, координирующее реализацию приоритетных проектов Президента Дагестана, в котором были обозначены 10 важнейших проектов, в том числе проект «Новая индустриализация». При этом эффективность разрабатываемых проектов вызывала некоторые сомнения, выбранные цели никак не реализовывались и не обосновывались, так как не были подкреплены никакими компетенциями, ресурсами или же возможностями.

В республике была утверждена и Стратегия социально-экономического развития до 2025 года, имеющая важнейшее значение для повышения уровня жизни граждан, обеспечения устойчивого развития экономики региона и ее отраслей. По базовому сценарию предполагается увеличение общего выпуска продукции в 4,5 раза, а также среднегодовой численности занятых в экономике в 1,2 раза (с 938 тысяч до 1174 тысяч человек, а в промышленности почти в 3 раза – с 41 тысячи до 113 тысяч человек).

Согласно данной Стратегии, «модернизация Республики Дагестан в 2011-2025 гг. будет проходить в четыре этапа, различающиеся по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики».

Первый этап (2011-2012 гг.) базировался на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика Дагестана, и формировании предпосылок устойчивой индустриальной модели развития. Второй этап (2013-2015 гг.) базировался на формировании устойчивой индустриальной модели развития и создании предпосылок постиндустриального развития. Третий этап (2016-2020 гг.) предполагает рывок в повышении конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую постиндустриальную модель развития, улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики. Четвертый этап (2021-2025 гг. и далее) будет направлен на закрепление постиндустриальной модели развития и достижение позиций субъекта-лидера на базе превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста.

Однако наиболее актуальным и теоретически обоснованным, на наш взгляд, является проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г., который был разработан по заказу Правительства РД группой сотрудников Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН. В данной Стратегии приведены прогнозные расчеты и проектные направления реструктуризации и модернизации всех отраслей и видов промышленной деятельности, механизмы реализации предлагаемых мер и достижения стратегических целей.

Важнейшим условием прорыва индустрии республики являются активизация инвестиционной деятельности и поэтапный переход на инновационный сценарий развития. В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. прогнозировалось довести объем промышленной продукции к 2017 году до 129,7 млрд руб. (в ценах 2006 г.). Это свидетельствует о реальности высоких темпов роста этого сектора и достижения стратегических целей.

По принятому композиционному сценарию прогнозировалось привлечь в экономику республики 1684,6 млрд руб. инвестиций, из них 540,8 млрд руб. (32,1%) – в промышленность. Это позволит существенно изменить структуру как промышленности, так и всей экономики Дагестана. Доля промышленности в ВРП возрастет с 8,3% в 2006 г. до 20,9% в 2020 г. Существенно сократится отставание республики от среднего показателя по производству промышленной продукции на душу населения.

Одним из основных направлений реструктуризации отрасли и реализации стратегических целей являются формирование и развитие территориально-производственных комплексов (кластеров). В республике имеются реальные условия и предпосылки для формирования кластеров: винно-коньячного, судостроительного, гидрогенерирующего, нефтегазового, по производству строительных материалов, автокомпонентов. В результате развития и поэтапного перевода на инновационную модель промышленность республики должна стать конкурентоспособной.

Конкурентоспособность надежно будет обеспечена тем, что доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленности должна быть увеличена с 4,2% (в 2006 г.) до 24,5% .

По нашему мнению, на федеральном уровне следует уделить больше внимания региональной специфике промышленной политики. Необходимо рассматривать регионы СКФО как целостную, единую экономическую систему, в которой развитие отдельных территорий должно увязываться с планами промышленного развития Российской Федерации. В то же время регионы должны формироваться в значительной степени под влиянием внутренних факторов и условий, присущих тому или иному региону.

Принимая во внимание, что динамика промышленного производства практически напрямую влияет на динамику изменений ВРП РД, формирование актуальной, адекватной реалиям времени, по-настоящему действенной политики реиндустриализации, особенно на региональном уровне, является первоочередной задачей органов государственной власти. И для начала необходимо провести анализ состояния существующих в республике промышленных площадок с целью выявления потенциальных возможностей их использования для создания на их базе современных производств. Для этого потребуется перепрофилирование, модернизация отдельных предприятий или целых производств. Многие пустующие цеха и площадки, располагающие необходимой инфраструктурой, могут быть использованы для создания индустриальных парков и технопарков.

Особо следует подчеркнуть и тот факт, что в республике имеется необходимый человеческий потенциал: неиспользуемые трудовые ресурсы, средние и высшие учебные заведения для подготовки современных специалистов, все еще сохранились опытные кадры в отдельных отраслях промышленности.

Статьи из «Экономика»

Объёмы капитально растут

5
Непопулярная в народе реформа ЖКХ в большей степени из-за введения обязательства жильцам...

Исламский банкинг – основа развития экономики

13
Внедрение исламского банкинга, или иначе партнерского финансирования, способствует созданию дополнительной...

Малая часть большой работы

7
Общая стоимость прорывных проектов, реализуемых в стране, составит около 1,7 трлн рублей. Их...

Помощь гражданам и бизнесу

4
Россия столкнулась с колоссальным санкционным давлением. В такой ситуации требуются...

Рыба и аквакультура

13
За весь 2023 год в искусственных водоемах на территории республики было выращено 400 тонн...

Цены – на высоте

31
Цены на авиабилеты в Дагестан и в обратном направлении весьма огорчают пассажиров. И ничего...

Власть, близкая к народу

4
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...

Рынок сбыта расширяется

50
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...