Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 27 сентября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Всё начинается с дороги

A- A+

Оценивать прошедший год можно по-разному, если иметь в виду достижения и промахи в экономике. Но уж чего у него точно не отнять, так это развитие социальной инфраструктуры, которую – как в случае с дорогами – стоит отнести и к экономическим преобразованиям.

Постперестроечный период в Дагестане с его принципом «разделяй, разрушай и властвуй» слишком уж затянулся. И в плане обеспеченности комфортной и безопасной дорожной сетью дела обстояли далеко не лучшим образом, если излагать крайне сдержанно. И разруха более заметно отразилась как раз на автомобильных магистралях, городских и районных дорогах республики.

Если судить объективно, то до 2019 года кипучая деятельность дорожниками велась, конечно. Но то были местечковые примеры: строительство дорог к родному району руководителя республики, районам его приближенных, в редких случаях – друзей. И хорошо, что в Дагестане национальные квоты на руководящие должности застолблены за определенными народностями, так хоть кто-то имел право передвигаться по качественному асфальту.

С недавнего времени все меняется. За ушедший год в республике отремонтировано около 300 км автомобильных дорог, охвачено ремонтом 13 мостов, построено более 130 км автомобильных дорог и 18 мостов. Реализуя национальные и республиканские проекты дорожного строительства, республика активно формирует и воплощает собственные: в проект «Мой Дагестан – мои дороги» вошло 179 объектов улично-дорожной сети общей протяженностью около 150 километров.

В самой крупной республике СКФО весьма солидная протяженность и федеральных магистралей, загруженность которых, учитывая приграничный статус Дагестана, наличие морского порта и туристическую привлекательность, отражается на качестве дорожного полотна.

Как сообщили «ДП» в подведомственном Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий», в 2019 году в Дагестане приведено к нормативу около 200 км федеральных трасс, в том числе 31 км – капремонт, 36 км – ремонт, 120 км – поверхностная обработка.

На федеральной автомобильной дороге Р-215 завершены работы по капитальному ремонту на участках с 212 по 229 км, с 266 по 281 км, расположенных вблизи с. Кочубей. Отремонтировано три участка этой же трассы общей протяженностью 36 км – с 240 по 251 км, с 251 по 266 км – рядом с Кочубеем и отрезок с 333 по 343 км в черте Кизляра.

В 2019 году капитально отремонтировано четыре искусственных сооружения общей протяженностью почти 257 п.м. Речь идет о мостовых переходах через реку Сулак на 444 км, оросительные каналы на 368-м и 397-м км автодороги Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала, а также лотке на 957-м км автомобильной дороги Р-217 «Кавказ».

– Мосты на 368-м км и на 397-м км и лоток на 957-м км построены фактически заново, на мосту через реку Сулак заменены плиты проезжей части, барьерное и перильное ограждения, устроено новое покрытие, отремонтированы опоры, выполнена окраска металлического пролетного строения, – подчеркивает Елена Бабайцева, руководитель пресс-службы ведомства.

Мост через оросительный канал на 397-м км федеральной дороги Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала в Бабаюртовском районе Дагестана подвергся значительной реконструкции. Капитальный ремонт на искусственном сооружении стартовал в 2018 году. Проектом был предусмотрен значительный объем работ.

Так, федеральные дорожники установили новые балки и заменили сами пролётные строения, крайние и промежуточные опоры, выполнили гидроизоляцию и водоотвод, смонтировали новые деформационные швы, уложили новое покрытие на проезжей части. Верхний слой дорожной одежды выполнили из щебеночно-мастичного асфальтобетона на полимерно-битумном вяжущем. Данное покрытие обладает высокой эластичностью, способно «самозалечивать» мелкие трещины и устойчиво к образованию колейности.

Для повышения безопасности дорожного движения установили барьерное и перильное ограждение, обустроили тротуары, нанесли разметку из термопластика со светоотражающими шариками. В результате капитального ремонта длина двухполосного моста составила 32,2 м, ширина – 16,59 м.

Уделяется значительное внимание и проектно-изыскательским работам. В текущем году продолжается проектирование двух ключевых объездных дорог в республике – маршрутов в обход Хасавюрта и Дербента, идет проектирование устройства электроосвещения на автодороге Р-217 в 12 населенных пунктах (г. Хасавюрт, Манас, Джемикент, Великент, Нижний Джалган, Куллар, Даркуш-Казмаляр, Новая Мака, Советское, Новый Усур, Ново-Гапцах, Яраг-Казмаляр). После завершения этих работ все населенные пункты в Дагестане, расположенные у трассы «Кавказ», будут освещены.

Продолжаются работы по обеспечению безопасности: в рамках работ по обустройству федеральных автодорог республики в минувшем дорожно-строительном сезоне заработали четыре светофора – на 378 км трассы Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала, на 740-м, 750-м, 864-м км – Р-217 «Кавказ». Для безопасности участников дорожного движения на объекте реконструкции с 805 по 817 км автодороги Р-217 «Кавказ» установлен модульный надземный пешеходный переход, на федеральных трассах республики выполнено дополнительное обустройство 12 наземных пешеходных переходов.

Дополнительно к 101 ранее установленной камере фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения установлены еще 23. В целях создания автоматизированной системы метеорологического обеспечения в 2019 году введены в эксплуатацию два комплексных поста дорожного контроля метеосистемы, два табло погодных условий и пункт учета интенсивности дорожного движения.

Финальную точку под занавес года, 24 декабря, поставили на границе с Азербайджаном. Довольно символичное событие, учитывая экономическую нагрузку возведенного сооружения и его возможности в плане развития туристических связей между двумя странами. Новый мост на государственном пограничном переходе между Россией и Азербайджаном через реку Самур открыли министр экономического развития РФ Максим Орешкин и вице-премьер Азербайджанской Республики Шахин Мустафаев. Путепровод протяженностью более 300 метров давно ждали как местные жители, так и участники рынков международной торговли.

Объект должен решить проблемы многочасовых пробок на границе и сделать связь приграничных районов более доступной, что важно, помня о том, что темп роста товарооборота между Россией и Азербайджаном один из самых высоких – 25%.

… Одну из главных проблем России регулярно затрагивает глава государства. Вполне вероятно, что и в предстоящем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин коснется вопросов строительства и реконструкции дорожной сети страны. И если уже проделанная работа Президентом будет оценена по достоинству, значит, от одной из двух укоренившихся российских проблем удалось избавиться – дороги, с которых все начинается, строятся, реконструируются, открывая новые направления для развития.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»