Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:55 | 16 января, Сб

Махачкала

Weather Icon

Железный конь пал. Что дальше?

A- A+

 Продлеваем агонию

В мире в настоящее время насчитывается свыше 600 млн. легковых автомобилей. Ежегодно 40—50 млн. признаются отслужившими свой срок, снимаются с регистрации и, как правило, поступают на утилизацию.

 

А средние значения возраста и пробега отслуживших автомобилей в каждой стране свои — все зависит от таких экономических показателей, как средний валовой доход на душу населения и число автомобилей на тысячу жителей, а также политики государства в данной области. Например, средний возраст снимаемых с учета автомобилей в странах Западной Европы составляет 12—14 лет, а в США и Японии он еще меньше.

Совсем другая ситуация в России. Только в 2004 г. в 15 странах ЕС было снято с регистрации 11,5 млн. старых автомобилей, а на утилизацию их поступило только 7,8 млн., то есть 68 %. Остальные ушли в Восточную Европу, Россию и другие развивающиеся страны, сняв тем самым часть экологических проблем с развитых стран. По сути развивающиеся страны превратились в своего рода кладбище для павших железных коней.

Что же касается Дагестана, то здесь ситуация от среднероссийской не сильно отличается. По данным ГИБДД, больше половины машин, бегающих по дорогам республики, старше 10 лет, нередко можно встретить и автомобили, выпущенные более 20-ти лет назад. Не имея возможности приобрести новое авто, их владельцы все время латают дыры, меняют обветшавшие части на новые, то есть всячески продлевают агонию своего железного друга.

Вонь от «железных трупов»

Но наступает момент, когда дальнейший ремонт машины не имеет смысла, когда от нее остаются только хорошие воспоминания и груда хлама. Как быть в этой ситуации? И вот тут возникает проблема, решением которой никто в республике не занимается. Брошенные кузова автомобилей, поврежденные автомобильные компоненты можно встретить везде — во дворах домов, вдоль дорог, на неорганизованных свалках.

А что творится возле мастерских авторемонта?! Здесь также накапливаются изношенные детали — шины, аккумуляторные батареи, стёкла, отработанные масла и другие эксплуатационные жидкости, которые в лучшем случае просто вывозятся на свалки. Старые машины портят экологию, даже если они находятся на приколе. Вредные вещества — ртуть, свинец, масло, испаряясь, загрязняют воздух.

Если в Европе и в развитых странах других континентов утилизация старых и аварийных автомобилей давно решена, то в России к её решению и не приступали. Правда, в

Подмосковье, как пишут СМИ, в последние годы появились малые, следовательно, и маломощные предприятия, которые занимаются утилизацией старых машин. В Дагестане этим видом бизнеса занимается лишь несколько человек на авторынке. Да и те старую машину берут лишь в том случае, если с неё можно снять какие-то части и выгодно перепродать, поэтому нельзя даже говорить, что они занимаются утилизацией.

Чужой опыт не учит?

А как у других? В тех же Штатах ежегодно на утилизацию поступает 14—15 млн. легковых автомобилей. Их перерабатывают более 10 тыс. малых предприятий, на которых занято свыше 40 тыс. человек, а ежегодный объем производства оценивается в 4 млрд. долл. Суммарный коэффициент утилизации старых автомобилей превышает 80 процентов, а повторное использование черных и цветных металлов близок к 100 %.

Примерно столько же отслуживших автомобилей ежегодно поступают на утилизацию и в Европе. Во Франции их сбор и демонтаж осуществляют более 3 тыс. фирм, в Германии действуют 5 тыс. предприятий.

Предприятия, осуществляющие демонтаж автомобилей, должны иметь специальные лицензию и оборудование. И все они такое оборудование имеют. Во многих странах правительства региональные и муниципальные органы власти предоставляют налоговые льготы организаторам центров по приемке и утилизации отслуживших автомобилей.

В последние годы в России общий автомобильный парк и продажа подержанных автомобилей устойчиво растут – примерно на 20-30 процентов в год (по сообщению сайта rstcars.com). А причины отсутствия предприятий-утилизаторов очевидны: нет у автовладельцев заинтересованности в сдаче, у промышленных предприятий — в приёме и переработке авто. Да и у субъектов Федерации нет нормативно-правовой базы, стимулирующей и организующей работу по переработке непригодных к эксплуатации автомобилей и их компонентов.

Зарубежный опыт говорит о настоятельной необходимости федерального закона, устанавливающего единые «правила игры» в сфере утилизации автомобилей на территории России.

Другого пути просто нет. И нужно, чтобы свою ответственность за реализацию данного пути поняли и приняли все — производители, потребители автомобильной техники, работники сервиса, строители дорог, нефтяники, металлурги, химики.

Шевеление на фоне застоя

С 1 января 2010 года власти планируют ввести в силу федеральный закон «Об утилизации автотранспортных средств». Если он будет принят, то владельцы машин, произведенных (ввезенных в Россию) до этой даты, должны будут застраховать своего «железного коня» на случай неминуемой смерти. Деньги, уплаченные страховой компании, после вывода машины из эксплуатации пойдут на ее «похороны». Если хозяин откажется от приобретения страховки, он будет обязан сам заплатить за утилизацию предприятию-переработчику.

Уклонистов ждет крупный штраф.

Утилизацию всех машин, произведенных или ввезенных в Россию начиная с 2010 года, обязаны будут оплачивать производители или импортеры. В Европе аналогичный порядок действует с 2002 года. Там стоимость утилизации (примерно 180 евро) закладывается в цену продаваемого автомобиля.

Опыт других стран решили перенять и адаптировать к российским реалиям отечественные чиновники. В марте этого года в Тольятти прошло совещание, на котором премьер-министр Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития начать разработку стратегии дальнейшего развития авторынка России. В числе мер, направленных на оживление рынка, значились также и премии за утилизацию легковых авто возрастом более 10 лет.

И вот в рамках выполнения поручения премьера Путина недавно и Министерство природных ресурсов и экологии РФ внесло свое предложение. Инициатива чиновников сводится к тому, чтобы выдавать автовладельцам, утилизировавшим свои старые автомобили, по 50000 рублей. Безусловно, на руки такие суммы никто не получит, денежная премия будет выдаваться в виде сертификата, «ценностью» в 50000 рублей. Этот документ автолюбитель может использовать либо при покупке нового авто, тогда сумма сертификата идет в зачет стоимости автомобиля, либо потратить его на приобретение «экологически чистого топлива».

Со слов министра природных ресурсов Юрия Трутнева, предлагаемые его ведомством решения позволят не только снизить вред, наносимый брошенными автомобилями окружающей среде, но и благотворно повлияют на оживление потребительского спроса на автомобильном рынке страны, а также создадут в России мощную структуру по переработке отслуживших автотранспортных средств.

В России же однако не всегда здравые идеи воплощаются в жизнь. По мнению специалистов, развитие инфраструктуры утилизации авто обойдется стране минимум в 25 млрд. рублей. Деньги найти легче всего. Труднее найти чиновников, особенно в регионах, понимающих, что ситуацию пора было менять еще вчера.

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»