Купить PDF-версию
10:47 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
12:18 08.10.2021

Жизнь, выставленная на аукцион

Сельское хозяйство принято считать одним из приоритетных направлений в развитии экономики как страны в целом, так и нашей республики в частности. Однако в ряде случаев не обходится без парадоксальностей.

Категория земель и вид разрешенного использования – основные характеристики земельного участка, определяющие его сущность и порядок использования. Принцип деления земель на категории по целевому назначению, установленный в Земельном кодексе РФ, позволяет эффективно и рационально использовать земли. Так всё звучит по закону. Только если помнить о миллионах гектаров «асфальтовых ферм» и неиспользуемых сельхозугодий, озвученная аксиома не имеет права на существование.

Параллельно с громкими призывами бережного отношения к сельхозпроизводителям как к людям, обеспечивающим продовольственную безопасность страны, фермеров загоняют в рамки жестких норм и законов, в которых они ни физически, ни морально не способны не то что развиваться, но даже сохранить наработанный потенциал. Как пример – ситуация с животноводами Кизлярского района.

В редакцию «Дагправды» обратилась инициативная группа жителей сельсовета Большеарешевский. Большинство из них – чабаны в третьем поколении, труженики на кутанах, принадлежащих совхозу «Россия» Кизлярского района. В советское время с 1955 года на местных кутанах-кошарах их отцы выполняли план по производству мяса, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Сегодня в каждом из восьми действующих здесь хозяйств трудится порядка трех семей. Неплохо, учитывая суровые условия отсутствия инфраструктуры, а главное – наличие безработицы.

«Наши отцы получали ордена и медали за перевыполнение производства мяса, ягнят для государства, – рассказывает чабан с 37-летним стажем Магомед Магомедов. – Проживали в чабанках с детьми, преодолевали большие трудности в социальной сфере. Теперь времена изменились, мы стали никому не нужны, но все равно до 2013 года платили арендную плату за землю ГУП «Россия» (в тот год унитарное предприятие объявили банкротом). Мы обратились к собственнику земли – Минимущества РД с вопросом приобретения участков в аренду, но до сегодняшнего дня он так и не был решен».

В данный момент министерство планирует выставить участки под кадастровым номером 05:02:000080:501 на аукцион. Шансов на то, что земли достанутся потомственным животноводам, проработавшим здесь почти 70 лет, нет, считают заявители. Поясняют так: на этих торгах будут участвовать так называемые «асфальтные фермеры», которые живут в городах и имеют свободные средства для участия.

Фермеры пытаются сохранить то, что было создано без помощи государства, но защемлены рамками не совсем актуальных для аграрного Дагестана правил

«А у нас все финансы вложены в животноводство и на заготовку (покупку) кормов, сена и расходов на содержание поголовья. Всё время мы исправно платили налоги, нет никаких задолженностей. Неужели наше Правительство допустит такое отношением к людям, которые поколениями работали над развитием животноводства, создавали все условия не один год, а десятилетиями, во что было вложено много труда и опыта?!» – вопрошают фермеры.

За эти годы выросло новое поколение подготовленных специалистов. В семье Магомедовых, к примеру, уже растут правнуки Ризвана Магомедова, который заложил на местных землях основу для развития животноводства ещё в середине прошлого столетия. Несмотря на сложные условия, молодые люди под руководством отца продолжают дело деда, не планируют переезжать в город, бросать семейный бизнес. Ведь именно об этом пекутся власти – создавать условия для работы молодым людям на селе. А тут и условия созданы без помощи государства, просят лишь об одном – чтобы не калечили им судьбы, не отнимали работу и дома.

Для десятка местных семей животноводство – единственный источник доходов, у некоторых и жилья другого нет, кроме того, где они живут на кутанах, которое и построили за собственные деньги.

«Выставив на аукцион земли, на которых мы разводим скот, нас не только оставят без работы и средств к существованию, но и без крыши над головой. Такое отношение к людям, которые посвятили всю жизнь тяжелой, трудоёмкой работе, нельзя назвать заботой о сельхозпроизводителях. Нынешняя молодежь в основном тянется в город, а мы вырастили и воспитали молодое поколение специалистов в сфере животноводства, они надеются на государство, хотят, чтобы их поддержали и дали возможность работать дальше, – говорит Магомед Магомедов. – Несправедливо и неправильно прерывать династию аграриев в третьем поколении. А с проведением аукциона государство потеряет не только около 900 КРС и 3300 МРС, но и веру в будущее десятков людей, тружеников на селе».

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Дагестана фермерам и рады бы помочь, но нет возможности: вопрос относится к компетенции Минимущества республики. Ознакомившийся с проблемой вице-премьер республики Абдулмуслим Абдулмуслимов, курирующий отрасль, пригласил для разбирательства обе стороны. Но на встрече сотрудники Минимущества сослались на букву закона, согласно которому передача земель в аренду без проведения торгов возможна, но при определённых условиях.

Сотрудники министерства проинформировали фермеров о следующем. Земельный кодекс Российской Федерации гласит: «Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления участка для сенокошения, выпаса сельхозживотных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства»… Читается сложно, но букве закона это свойственно.

Как следует из ответа Мин­имущества РД на обращение Магомеда Магомедова, «согласно статье 8 Закона РД от 29.12.2017 года № 116 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан», если иное не предусмотрено федеральными законами, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения животноводства, составляют от 1000 кв. метров до 2000 кв. метров. Учитывая изложенное, Минимущество РД не имеет оснований для предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов для выпаса сельскохозяйственных животных в указанном размере». (Участок Магомедова превышает указанные нормы. – «ДП»).

По мнению директора МКО УСХ Кизлярского района Разияхан Алиловой, ситуация вокруг аренды участков животноводов действительно непростая. С одной стороны, есть чисто гражданские интересы аграриев, которые государству нельзя оставлять без внимания – люди десятки лет вносили свой вклад в ту самую продовольственную безопасность страны и республики, трудясь в крайне сложных условиях в отсутствие необходимой инфраструктуры: ни воды, ни газа здесь нет. С другой – позиция самого государства в лице регионального Минимущества, не имеющего возможности нарушать собственные нормы и правила.

Собеседница газеты так же, как и сами фермеры, опасается, что победителями на торгах станут люди, не имеющие ни опыта, ни желания вести сельхозпроизводство. Но сами участки могут стать для них способом для дополнительного заработка. В то же время для местных животноводов арендная плата может оказаться просто неподъемной, а строения на участках никто уже не компенсирует. Хотя речь идет о внушительных суммах: только семье Магомедовых постройки обошлись свыше миллиона рублей.

В очередной раз выходит, что за громкими лозунгами о заботе и создании условий для развития аграрного производства стоят юридические условности, всячески препятствующие этому развитию. В данном случае фермеры пытаются сохранить то, что было создано без помощи государства, но защемлены рамками не совсем актуальных для аграрного Дагестана правил, их стоило бы пересмотреть и скорректировать под современные масштабы производства, которые планируется увеличивать.

Закон есть закон, но… Зачастую складывается впечатление, что соответствующие органы отвлекаются на до смеха пустяковые вопросы, упрямо не желая обращать внимание на действительно важные. Пример: в прошлом году Конституционный суд разрешил садоводам и дачникам разводить домашнюю живность на своем участке. А в сентябре этого года Верховный суд России вынес решение: нельзя держать мелкую сельхозживность, в том числе кур, на землях для садоводства. При этом земли дачников могут вдруг стать скотопрогонными трассами. На окраинах Махачкалы был такой случай.

Может, вместо того, чтобы запрещать разводить пернатых на собственных землях, внести поправки в закон, расширив в нем границы участков, на которых законопослушные аграрии смогут работать без проведения торгов? У сельхозпроизводителя нет времени на участие в бюрократических проволочках. А выставлять жизнь и судьбу трудяг на аукцион – совсем уж не по-государственному и не по-человечески.

Статьи из «Экономика»

В переработку идут инвестиции

21
В минувшем году предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции в Дагестане...

На поля пришла работа

36
Результаты последних лет показывают, что огородный сезон в Дагестане длится круглогодично....

«Работа России. Время возможностей»

10
Порядка 700 человек было трудоустроено в 2023 году в рамках Регионального этапа Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа...

Порт станет акционерным обществом

7
Президент РФ В. В. Путин подписал указ о создании акционерного общества «Север – Юг» и передаче под его юрисдикцию акций...

Наука в русле агропрома

36
На территории нашей республики действует множество научно-образовательных учреждений с...

…А могут быть и штрафы

3
В связи с продолжающейся декларационной кампанией УФНС России по Республике Дагестан...

«Прорывные» проекты республики

17
Как мы уже писали, недавно на стратегической сессии под...