Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 28 октября, Ср

Махачкала

Weather Icon

ЖКХ. После праздника

A- A+

О необходимости реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) говорится и пишется немало. Однако суть его нередко сводится только к повышению тарифов для населения. Правда, предоставляются субсидии малоимущим. А другие аспекты реформирования ЖКХ, без реализации которых оно лишено смысла и обречено на неудачу, практически не анализируются. Что же все-таки понимается под реформой ЖКХ, концепция которой одобрена Правительством Российской Федерации? На этот счет нет единого мнения.




По сути, реформа ЖКХ началась не сегодня. Еще с 90-х годов начался постепенный переход к оплате услуг потребителями по «экономически обоснованным» тарифам. Населению внушали, что после перехода на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг условия жизнеобеспечения намного улучшатся. К сожалению, этого не произошло. С тех пор прошло пять лет, но качество жилищно-коммунальных услуг остава-лось прежним. Оно не выдерживало никакой критики. Мало того, стоимость тарифов на ЖКУ даже после стопроцентной оплаты ежегодно увеличивается на 25-30 процентов, а с 2000 года – в 10 раз?!


По мнению экономистов-экспертов, в тарифы ЖКХ заложены не только реальные расходы на содержание квартир, но и «грант» на бесхозяйственность.
 

Мы, кажется, уже привыкли к тому, что по выходным дням на улицы крупных городов страны выходят хорошо организованные группы людей под красными флагами, требующие прекратить безобразия чиновников в этой отрасли жизнеобеспечения. Все проходит как по расписанию: собрались, помитинговали, разошлись. Так стоит ли на эти акции коммунистов и других левых обращать внимание? Символично, что в нашей республике подобные митинги не происходят. Но это еще не значит, что в этой отрасли у нас нет проблем.

Первая — это крайняя непрозрачность экономики жилищно-коммунального хозяйства. Известно, что чуть ли не 80 процентов основных фондов в этой сфере крайне изношены, но никто точно не знает, сколько вытекает воды из дырявых труб, сколько теряется тепла в морозные дни, где пора менять межэтажные перекрытия или в каком объеме пора ремонтировать подъезды. И все эти утери мы, жильцы, должны оплатить. Почему? Дело даже не в том, что этого не знают в Москве. ЖКХ децентрализованно. На эти вопросы зачастую не могут ничего сказать даже местные чиновники, отвечающие за сохранность и эксплуатацию жилья. Именно поэтому непонятны людям и пресловутые «тарифы». В какой своей части они скрывают реальные расходы на водоснабжение и отопление квартир, а в какой — скрывают бесхозяйственность? Есть основания полагать, что в совокупном тарифе последний фактор занимает видное, а кое-где и преобладающее место.

Иногда из всего вышесказанного делают вывод, что тарифы надо не повышать, а снижать за счет ликвидации бесхозяйственности и воровства. И это было бы правильно при одном-единственном условии: если бы мы не имели столь аховое состояние технической инфраструктуры ЖКХ. Откуда взять огромные деньги (в масштабах страны — сотни миллиардов рублей) на капитальный ремонт большей части жилья и инженерной подводки к нему? Думается, что здесь не хватит даже «чиновничьей ренты». В те же недобросовестные руки люди боятся отдать и свои кровные (даже если они есть). Очевидно, что нужны не только точные данные, но и новые хозяйственные механизмы. А они есть только в частной сфере.

Сейчас много говорят о необходимости привлекать негосударственные инвестиции в ЖКХ, устраивать конкурсы между управляющими компаниями, которым жильцы могут передать функции по эксплуатации и ремонту своего жилого фонда. Но всякий уважающий себя предприниматель побоится вкладывать деньги туда, где он не может получить полные ответы на свои вопросы. Даже такая большая компания, как «Российские коммунальные системы», испытывает огромные сложности с развитием своего бизнеса.

Бывшие начальники ЖЭУ, нынче став генеральными директорами управляющих компаний, жалуются на то, что жильцы не оплатят за техническое обслуживание. А жильцы спрашивают: за что мы должны платить? ЖЭУ, то бишь управляющие компании, абсолютно ничего не делают. Даже мусор не убирают. Сантехники заставляют нанимателей социального жилья покупать трубы и платить за проделанную работу, когда это их прямая обязанность.

Не пора ли провести что-то вроде всероссийского аудита нашего жилищно-коммунального хозяйства? А после этого с обязательным привлечением общественности в конкурсные комиссии начать распределять хотя бы бюджетные деньги на ремонт инфраструктуры ЖКХ. Это привлечет действительно добросовестные частные фирмы. А на следующем этапе, если мы избежим профанации и имитаций, бизнес не побоится рискнуть уже и собственным капиталом, вложенным в системы техобслуживания, водоснабжения, канализации и отопления, с удовольствием и прибылью возьмется за управление жилищным фондом.

Не исключаю, что все эти преобразования не приведут к снижению тарифов на ЖКХ для населения. Но тогда по крайней мере можно будет предъявлять людям реальные цифры, а не взятые с потолка расценки. А за счет эффективного управления 20—30-процентные скачки этих тарифов вверх будут исключены из нашей жизни.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»