Купить PDF-версию
21:48 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X
00:14 10.11.2016

ЖКХ ждет частных инвестиций

Состояние жилищно-коммунального комплекса республики вызывает обеспокоенность. Проблемы здесь накапливались десятилетиями, их решение займет массу средств и времени.

О ситуации с водоснабжением, о проблемах в этой сфере и как их намерены решать органы власти мы беседуем с заместителем министра строительства и ЖКХ республики Ибрагимом Абакаровым.   

— Ибрагим Лулуевич, как оценивается состояние системы водоснабжения в республике?

— Из 12 тыс. км сетей водоснабжения 4 тысячи подлежат полной замене. Отмечу, что более 60% основных фондов ЖКХ построены в 60-70-е годы. Естественно, это накладывает отпечаток на качество предоставляемых коммунальных услуг. За 10 месяцев этого года Государственной жилищной инспекцией РД выявлено 2730 подобных нарушений.

— Насколько изношенность сетей отражается на качестве подаваемой воды?

— По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД за прошлый год, всего 44,5% населения республики было обеспечено доброкачественной питьевой водой, свыше 43,0% снабжалось условно доброкачественной и 11,7% — некачественной питьевой водой. В первом полугодии этого года 9% проб воды из водопроводной сети не отвечает санитарным нормам по санитарно-химическим показателям и 14,1 % — по микробиологическим показателям.

Критическая ситуация сложилась в Махачкале. Состояние коммунального комплекса города оставляет желать лучшего.

В настоящее время столица снабжается питьевой водой из трех источников: это водоводы Миатли – Махачкала, Вузовского озера и Хушетского водохранилища. Основным источником водоснабжения города и прилегающих к нему населенных пунктов остается канал имени Октябрьской революции (КОР). Из 370 тыс. куб. м в сутки потребляемой городом воды 220 тыс. куб. м подается из канала имени Октябрьской революции через Вузовское и Хушетское водохранилища. Несмотря на очистку воды, подаваемой из канала, ее качество остается низким. Кроме того, при обильных осадках имеет место выход сточных вод на поверхность и попадание их в КОР из-за отсутствия зоны санитарной охраны. Это фактор вторичного загрязнения воды в сетях, которая поступает потребителям. Удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, в столице республики составил в первом полугодии текущего года 18,6%, в то время как в прошлом году  — 8,5%.

Также имеет место неудовлетворительное состояние городских водопроводных сетей. Из 934 км действующих сетей отслужили нормативный срок и подлежат полной замене 382,4 км. При этом из внутригородской системы водоснабжения около 30% подаваемого объема питьевой воды теряется.

Для улучшения сложившейся ситуации администрацией Махачкалы совместно с ОАО «Махачкалаводоканал» проводятся мероприятия по замене хлораторной установки на водоочистных сооружениях на установку с применением гипохлорита натрия. Это позволит более качественно очищать поступающую населению питьевую воду.

Кроме того, Минстроем рд проводятся мероприятия по вводу в эксплуатацию третьей нитки водовода Миатли – Махачкала и тарнаирских водопроводных очистных

сооружений.

— В чем причина сложившегося положения?

— Главный фактор – нехватка финансов. Предприятия отрасли не имеют достаточных доходов от предоставления жилищно-коммунальных услуг и соответственно не инвестируют в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки.

В первом полугодии этого года убытки предприятий ЖКХ республики составили более 6,5 млрд рублей. Причина – в несвоевременной и неполной оплате потребителями поставляемых услуг. Собираемость платежей в этом году составила 51,7%. Наименьший процент отмечен в городах Дагестанские Огни (32,1%), Буйнакске (46,3%), Хасавюрте (47,7%), Кизилюрте (55%).

По самым скромным экспертным оценкам, ежегодно в «коммуналку» необходимо вкладывать 3-4 млрд рублей. В прошлом году суммарный общий объем капитальных вложений в объекты коммунального комплекса составил 1,3 млрд рублей.

— Каким видится выход из ситуации?

— В условиях недостаточности бюджетных средств решение задачи реконструкции и модернизации «коммуналки» видится в привлечении частных инвестиций. Приоритетным направлением является использование концессионных соглашений. Это инструмент привлечения долгосрочных частных инвестиций в модернизацию системы ЖКХ.

Существует несколько основных проблем при привлечении частных операторов к эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры. Во-первых, частного инвестора интересуют механизмы возврата вложенных средств. Инвестиции охотно идут туда, где хорошая платежеспособность населения, высокий уровень его занятости, наличие крупных промышленных предприятий.

Высокий уровень износа инфраструктуры, частые аварии на коммунальных объектах, низкий уровень охвата потребителей соответствующими услугами также являются факторами, повышающими риски инвестиций.

Более 50% объектов коммунальной инфраструктуры расположены в малых городах и сельских населенных пунктах, куда привлечь частные инвестиции сложнее.

Это все объективные причины. Но на ситуацию в немалой степени влияет и субъективный или, как еще говорят, человеческий фактор. В значительной мере организация жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления. Но краткосрочность целей и задач местных органов власти, недостаточное внимание к определению среднесрочных и долгосрочных планов развития жилищно-коммунального хозяйства не позволяют обеспечить надежность и эффективность систем коммунальной инфраструктуры.

Так, в некоторых муниципальных образованиях отсутствуют инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и входящих в их состав схем водоснабжения и водоотведения. А это является необходимым условием для замены бюджетных инвестиций средствами частного бизнеса.

Министерством строительства и ЖКХ подготовлены предложения, направленные на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства. Этот список обширный, назову некоторые его пункты.

Это прежде всего завершение в 2017 году мероприятий по разработке и утверждению муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в увязке с генеральными планами развития территорий, а также инвестиционных программ предприятий «коммуналки».

Необходимо также к 2018 году ликвидировать неэффективные унитарные предприятия путем заключения концессионных соглашений, наряду с этим не позже следующего года выявить бесхозные объекты коммунального хозяйства и оформить права на них.

Статьи из «Экономика»

Рынок сбыта расширяется

38
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

3
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

3
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

55
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

22
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

221
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...

Из жизни дагестанской лозы

132
В последние годы отрасль виноградарства Дагестана заметно оживилась. Растущая год от года...