Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:00 | 28 октября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Абсурд, доведенный до совершенства

Выставки
A- A+

Как сквозь призму простой детской игры можно проанализировать действительность, насущные проблемы общества и итог осмысления, выраженный в абстрактных образах современного искусства? Ответ на этот вопрос – выставка в Центре этнической культуры «Камень. Ножницы. Бумага». Экспозиция, собравшая работы как мэтров дагестанского искусства, так и творческие находки гостей  из Ставропольского края, Саратова и Словакии, была собрана в рамках  ежегодного международного проекта «We are only on the side of peace» («Мы только на стороне мира»).

Наша республика участвует в этом масштабном проекте уже четвертый раз. Каждый год – новый посыл, новая концепция, которая обязательно затрагивает определенные проблемные вопросы жизни современного общества.

В этом году дагестанские художники затронули социальные проблемы своей республики, в частности хаотичную застройку ее столицы Махачкалы. Выставка, названная, как и популярная детская игра «Камень, ножницы, бумага», по замыслу организаторов раскрывает то, в какие игры сегодня в нашем обществе играют взрослые и как в результате этих игр меняется до неузнаваемости не только облик города, но и страдает вся экосистема.

– Нас часто спрашивают: о чем проект? Он о том, как принципы и законы, которые работают в известной детской игре, меняют форму и силу в жизни взрослых. Игра взрослых — выживание. Создавая свой комфорт, расширяя свое пространство, люди меняют законы и правила, подстраивая их под себя, тем самым разрушая облик города. Так появляется сначала «каменное» строение, позже бумага как документ, дающий право быть… Не останавливаясь на малом, умудряясь выкраивать берега морей, осушая озера, человек не замечает, как сильно разрушается экосистема, загрязняется природа, в городе становится душно и тесно. Человек вытесняет животных. Как плохой хозяин, он разрушает жизнь других и свою взамен на малые удобства, приобретая глобальные кризисы, — рассказывает организатор и куратор выставки, арт-директор Центра этнической культуры, художник Патимат Гусейнова-Шаруханова.

Ход и логика известной игры по концепции полностью перестроены, поменялись свойства предметов, которыми они обладали. В современных реалиях ножницы кромсают камень, но не могут резать бумагу. Бумага режет сталь, но бессильна против камня. Правила устанавливаются по ходу игры, без всякой логики. Действуя по ситуации, в сию минуту момента, каждый участник игры ищет свою выгоду и меняет правила под себя.

Как итог – ситуация, которая сложилась в обществе, в городской визуальной среде. Хаотичная застройка, самозахват общественной территории ради выгоды, уничтожение зеленых насаждений, строительство каменных коробок, непригодных для проживания, эстетически и физически не выдерживающих элементарных правил гармонии.

– Художники, принявшие участие в проекте, попытались раскрыть в своих работах, каким может быть абсурд, доведенный до совершенства и принятый как правила жизни и взаимодействия. Общество приняло эти уродливые правила и не хочет понимать, что есть настоящие законы гармонии и красоты создания городской среды, потому что так удобно. Но правда жизни все равно пробивается сквозь этот железобетон.  Наша задача – довести это до общества, – отмечает сокуратор выставочного проекта художник Магомед Моллакаев.

Следуя заданной концепции, каждый художник по-своему осмыслил обозначенную организаторами насущную проблему нашей современной действительности.

В работе Габибулы Габибулаева отчетливо прослеживается тема смерти – на бумаге изображен надгробный камень. Есть здесь и символические ножницы. Художник объясняет, что жизнь циклична. Если не умрет старое, не родится новое.

Другой автор выставки Диана Гамзатова игру в камень, ножницы и бумагу понимает по-своему: для нее это игра с материалом. Диана представила зрителям серию расписанных фарфоровых тарелок. Но это не этнические узоры, а отражение действительности.

Известный художник Апанди Магомедов в своих работах анализирует выбранную проблематику на языке абстрактных нефигуративных форм, первооснов горского бытия. Как результат – геометрические структуры, вглядываясь в которые каждый зритель погружается в свои образы, мысли и ощущения.

… Живопись, графика, видео, инсталляция, объект… Каждый автор выставочного проекта нашел свой способ передачи образа. В результате пространство выставочного зала Центра этнической культуры наполнилось особой философией, погружаясь в которую по-новому начинаешь смотреть по сторонам и анализировать окружающую реальность.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Выставки»