Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 28 января, Чт

Махачкала

Weather Icon

Ахтынец высокого полета

A- A+

В Санкт-Петербурге в издательстве Petropol Publishing вышла книга–альбом «Шариф Шахмарданов. Жизнь и творчество» под эгидой Российской академии художеств, Министерства культуры РД. Это двуязычное издание на русском и английском языках, как и обещает название, красочно, в роскошных иллюстрациях рассказывает о дагестанском скульпторе, живописце, постоянно проживающем в культурной столице России.

А еще в творческом портфеле Шахмарданова — очень удачные настенная роспись, увлекающая зрителя, керамические, мозаичные панно, украшающие фасады зданий, интерьеры помещения, где есть разгуляться фантазии монументалиста. Но это было до 80-х годов ушедшего столетия, сейчас Шариф Шахмарданович отдает предпочтение скульптуре.

Создание монументальной скульптуры — процесс весьма трудоемкий, материально затратный, продолжительный во времени, поэтому художник периодически обращается к живописи, наделяя свои композиции пронзительной поэтичностью, используя национальные элементы орнаментов старинных ахтынских ковров, их смелых соотношений, казалось бы, не сочетаемых совершенно – зеленого и синего, фиолетового и красного, желтого и голубого. И здесь его мастерство колориста приводить холодные и теплые, иногда горячие цвета в определенную живописную гармонию весьма убедительно.

Он удачно обращается к портретному искусству. Яркие, неординарные личности всегда привлекали художника. Глядя на портреты его работы, удивляешься, как Ш.Шахмарданов использует принцип «стоп-кадра», как опять-таки умело сочетает статику (фон) и динамичность изображаемого человека, его внутреннюю напряженность, деятельность натуры.

Вот и сейчас в свой короткий приезд в Махачкалу Шариф Шахмарданович, возможно, под впечатлением праздника всех дагестанских народов – Дня Конституции РД, который впервые был отмечен живой парадностью национальных костюмов, под впечатлением деятельного настроя народа на перемены, он за предельно короткое время написал портрет во весь рост главы республики Рамазана Абдулатипова, сохраняя свой излюбленный метод подачи материала – «стоп-кадр». На фоне монументальных гор, старинной горской архитектуры, могучей журчащей реки твердо ступает герой картины в одеянии горца. Сколько энергии в движении, в мысли, неуемной стремительности, решительности в этом мгновении, словно фотограф запечатлел художник героя полотна. А под ним дата: 26 июля 2013 года.

Как ему удается так мастерски сочетать монументальность с точным, тщательным изображением мелких деталей, внутреннюю экспрессию с картинностью? Разгадка в отточенности профессионального мастерства как в создаваемых живописных работах, так и в монументальности искусства Ш.Шахмарданова – настенной росписи, мозаичных композициях, которые были не раз отмечены как лучшие. А потому он лауреат Государственной премии им.Г.Цадасы, лауреат международного конкурса «Современная скульптура» (ЮНЕСКО – АПОЛЛОН), международного проекта «Образование и мир на Кавказе», обладатель золотых медалей Российской академии художеств, Союза художников Санкт-Петербурга, Большой золотой медали им.Имама Шамиля. Международная Оксфордская образовательная сеть, Международный парламент безопасности и мира присвоили Шарифу Шахмардановичу ученую степень доктора искусствоведения в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

С 2000 года художник, не прерывая духовных связей с Дагестаном, постоянно живет и работает в Санкт-Петербурге. Преподавательская деятельность на художественно-графическом факультете Даггосуниверситета в Махачкале имеет свое продолжение в городе на Неве. В настоящее время Шариф Шахмарданович, уроженец селения Ахты в Дагестане – профессор кафедры Смольного университета Санкт-Петербурга, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. При этом он продолжает насыщенную творческую жизнь.

Ш.Шахмарданов организует свои персональные выставки, а также участвует во всероссийских и международных выставках. Живописные портреты видных деятелей науки и искусства, парадные портреты людей деятельных и незаурядных, детские портреты радуют зрителей сочностью его мазка, глубоким проникновением в характер. Лирическое обобщение отличает пейзажи художника.

Новое тысячелетие ознаменовано грандиозностью творческих замыслов. Вся его предыдущая работа над живописными полотнами, монументально-декоративными композициями (росписи, мозаики, рельефы, малая скульптура) – это значительный, но пройденный этап, ценность которого в том, что именно этот длительный период творчества подготовил художника к созданию монументальных памятников на своей родине – в Дагестане. Это совершенно новая солидная глава его творчества. Создать монумент не просто конкретному герою, а обобщенному образу, в котором воплотились бы типичные черты славных героев дагестанской земли – такова была задача автора «Защитника Отечества». Автор этой работы выходит за рамки национального искусства и становится общечеловеческим достоянием всей культуры России. Памятник установлен на транспортной развязке шоссе Аэропорт-Махачкала. Возникает ощущение летящего коня и всадника у горы Тарки-Тау. Движение такой стремительной силы, что создается впечатление коня и героя, вылетающих из постамента, хотя на самом деле они органично связаны.

Работа была выполнена в Санкт-Петербурге. Власти города, Союз художников создали самые лучшие условия для ее вопрощения. Затем скульптура по частям была смонтирована в Махачкале. «Редкая столица в мире может гордиться таким поистине грандиозным памятником, который займет свое выдающееся место не только в России, но и в мировой культуре». Так охарактеризовал работу профессор Высшей промышленной академии художеств В.Мухин. Академик Ю.Павлов сказал, что «памятник с таким размахом и такой динамикой мог сделать только художник высокого полета».

Творческое воображение скульптора сейчас занимает образ народного героя дагестанцев – Шарвили. Ахты – место, где родился Шариф, очень тесно связано с народным эпосом легендарного лезгинского богатыря. Напротив родового дома Шахмардановых через реку видны развалины старинного строения. По преданию здесь родился Шарвили…

В многочисленных набросках, зарисовках, малых пластических композициях проходит сложный процесс поиска образа Шарвили, мужественного, всегда выступающего на защиту народа. Автор стремится сделать его живым героем, типичным не для одного поколения лезгинского народа. Шариф Шахмарданов духовно связан с Дагестаном и продолжает воплощать свои замыслы, пронизанные любовью к Родине.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Подготовка юношей и девушек к жизни 

    Курс «Подготовка девушек к жизни» рассчитан на формирование у девушек знаний, умений и навыков организации...

    16

    1 день назад

  • Два могучих героя 

    Личность Хаджи-Мурата, его короткая, непростая, но такая яркая жизнь, отношения с имамом Шамилем, поступки...

    25

    1 день назад

  • Театры

    Девочка Майя и декабрь 1941 

    В эти дни вся страна готовится к памятным мероприятиям, посвященным 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда....

    15

    2 дня назад

  • Эскизы к дипломным проектам 

    На художественно-графи­чес­ком факультете Даг­гос­педуниверситета прошёл экзаменационный просмотр по...

    14

    2 дня назад

  • Канатоходец в шестом поколении 

    Пока одни прочат древнему искусству цовкринцев скорое небытие, другие, отметая прочь нерадужные прогнозы,...

    192

    6 дней назад

  • Ремесло уходит в прошлое? 

    Кавказские народные гуляния испокон веков славились масштабным размахом и пышностью торжества. К каждому...

    29

    6 дней назад