Купить PDF-версию
11:50 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
10:52 13.09.2017

«Айланай» — танцующие при луне

Дагестан – тугой сплав культур народов, в котором одно из важных мест отведено ногайцам. Этот трудолюбивый и талантливый народ до сегодняшнего дня сохранил свои национальные традиции во многом благодаря преемственности поколений.

… Давлен со всего Ногайского района собирал юных музыкантов на певческие состязания, выявлял лучших исполнителей народных песен. На этих конкурсах не только играли на музыкальных инструментах, пели, но и сочиняли мелодии – сазы. По сей день музыканты помнят и наигрывают мелодию, названную «Давлен саз».

В атмосфере творчества рос и словно губка впитывал манеру традиционного ногайского пения и сын Давлена Ваисова — Умар, а профессионально постигать уроки песенного искусства стал в Дагпедуниверситете, будучи студентом музыкального факультета. По его окончании работал в школе учителем музыки, директором Дома культуры, организовал в селах родного района филиалы музыкальной школы, писал песни.

Он сочинял и пел сазы на различные темы, но больше всего его дарование обращалось к историческому эпосу ногайцев, народным сказкам, выражавшим патриотизм народа, его героику, мудрость. Сочинений набралось на два сборника – «Слагаю песни для вас» и «Поющие звезды» на стихи ногайских, русских авторов Кадрии Темирбулатовой, Фариды Сидахметовой, Бийке Кулунчаковой, Мурата Авезова. Сколько в них затаенных чувств, ярких картин из жизни ногайцев, лиризма. Его песни донесли до сердца народа известные в Дагестане исполнители Кумратова, Нурлубаева, Тлекова, ­Джумагулова.

Долгие годы Умар Ваисов руководил ансамблем «Айланай», созданным в 1985 году известным деятелем ногайской культуры Сраждином Батыровым. Ансамбль пользуется признанием всех ногайцев, разбросанных по стране. В его репертуаре песни богатейшей неисчерпаемой сокровищницы национального музыкального искусства, из которой коллектив черпает, будто из ценнейшего родника, боясь расплескать эту чашу, и бережно несет людям. «Айланай» в переводе с ногайского означает – танцую при луне. Само название говорит о глубоких языческих корнях народа, зовущего в бескрайние степи, где единственными ориентирами служат звезды и луна, где сам ветер рождает музыку.

Воссозданная ансамблем программа Сраждина Батырова – это явление в культуре ногайского народа. Ее составили в акапелльном исполнении: «Плач о народе» автора XIV века Шалкида, «Песня о Талгау» о массовом уходе ногайцев в Турцию автора X века Настугана, героическая хореографическая композиция «Янбикеш». И в этом большая заслуга Умара Ваисова, сумевшего сохранить и передать современникам наследие Сраждина Батырова, по крупицам собиравшего культурное наследие ногайцев.

Эту высокую планку в деле сохранения национального искусства поддерживает и его сын Мурад Ваисов, возглавивший коллектив ансамбля, переняв эстафету отца. Создавая новые постановки ансамбля главным в приоритете молодого руководителя остаются старинные инструментальные мелодии, песни, танцы, былинные эпосы, рассказывающие историю древнего кочевого народа. Ларец сказаний дастанов, наполненный С. Батыровым, достойно дополняют Адиль Сикалиев, Джанибек Шахмурзаев.

Много наград за свою подвижническую деятельность у заслуженного работника культуры России Умара Ваисова, он лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана», но основным своим достижением считает успехи сына в продолжении начатого им дела, в сохранении того искусства, которое любит народ.

А еще по праву Умар считает жену Нарбике коллегой, которая при всех сложностях поддерживает усилия мужа и сына по возрождению традиций народа, являясь консультантом ансамбля по фольклору. К этому она шла, накапливая опыт, работая учителем, директором Кунбаторской школы, руководителем управления культуры Ногайского района.

— В танце, песне – душа народа. Они ­открывают самые потаённые чувства, переживания, утешают в минуты печали, — образно говорит Нарбике. – И я горда тем, что молодежь сейчас увлеченно слушает эпические произведения, проявляет интерес к домбре – инструменту, используемому ногайцами тысячелетиями. Забудутся традиции, обычаи – не станет народа. Мы должны сохранить культуру прошлого, прививать детям любовь к родине, петь им песни, потешки на родном языке, водить ребят на концерты народной музыки. И каждый это должен начать с себя, со своей семьи.

Семья Ваисовых в этом пример. Ею создан детский ансамбль «Карлыгаш», продолжающий традиции коллектива «Айланай». «Чтобы претворить в жизнь все задуманное в деле передачи детям богатейшей культуры ногайцев, – комментирует Нарбике, – обычаи и традиции надо соблюдать в жизни, чтобы младшие усваивали опыт своей семьи».

Статьи из «Культура»

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

1
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

19
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

103
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

14
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

8
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

42
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

25
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

9
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...