«Аланика» – место встречи художников
Дагестанские искусствоведы и художники приняли участие в мероприятиях X Международного художественного симпозиума «Аланика», ежегодно проходящего во Владикавказе. В рамках юбилейного съезда состоялись конференции, творческие лаборатории, молодежный форум «Art Кавказ Next», а также выставки работ современных художников, в разные годы принимавших участие в «Аланике». Их творения составляют внушительную коллекцию в Северо-Кавказском центре современного искусства – одну из самых крупных собраний в стране.
Одной из участниц юбилейной «Аланики» стала директор и куратор Первой галереи, искусствовед, заместитель директора ДГОМ им. А.Тахо-Годи Джамиля Дагирова. Она принимала участие в большинстве осетинских симпозиумов и считает, что для многих дагестанских авторов этот форум стал серьезным толчком к профессиональному росту.
– В то время, когда Галина Тебиева создала «Аланику», у нас еще не было столько возможностей, сколько дает нам сегодня Интернет. Это сейчас, – говорит Дагирова, – любой художник может создать себе виртуальную галерею и быть на связи с коллегами, поклонниками, кураторами по всему миру. А тогда в принципе все варились в собственном соку, и эти выезды во Владикавказ, совместная работа и общение с художниками со всей страны и зарубежья давали дагестанским авторам глоток свежего воздуха. В разные годы участниками «Аланики» были Апанди Магомедов, Ибрагимхалил Супьянов, Тагир Гапуров, Магомед Кажлаев, Магомед Дибиров, Зайнутдин Исаев, Тимур Мусаев, Мурад Халилов. Те, кто имел пространство и потенциал для творческого роста, совершенно очевидно, сделали после этих симпозиумов хороший рывок.
Я бы назвала два имени – Елена Джетере и Мусай Гайворонский – эти авторы, на мой взгляд, именно благодаря «Аланике» значительно выросли. Кстати, работа Елены «Протоиерей» вошла в экспозицию юбилейной выставки и опубликована в каталоге. Это очень почетно! Еще обязательно нужно упомянуть участие в «Аланике» Таус Махачевой, Наталии Мали, Алладина Гарунова.
– Какое у вас было самое сильное впечатление от юбилейной «Аланики»?
– Если говорить о выставках, то самая сильная часть экспозиции – это, несомненно, работы, посвященные трагическим событиям в Беслане. Что касается других мероприятий, которые проходили в рамках симпозиума, для меня очень ценным было участие в конференции, посвященной будущему «Аланики». В ней принимали участие руководители филиалов государственных центров современного искусства и знаменитые кураторы – мощнейшие величины в современном искусстве: Леонид Бажанов, Екатерина Иноземцева, Владислав Мизин, Виталий Пацюков, Алиса Прудникова, Елена Цветаева и другие. Люди делились опытом, рассказывали о своей работе, конкретных проектах, о том, с какими трудностями сталкиваются. Был создан замечательный климат для этого формата, и для меня все прошло на одном дыхании. Самое главное, я для себя услышала ответы на многие вопросы, которые задаю себе не один год.
– То, что Первая галерея в настоящее время приостановила свою деятельность, связано только с тем, что сейчас вы много времени уделяете музейной работе?
– Первая галерея находится в стадии размышлений и переваривания опыта, целей и задач. На мой взгляд, галерее нужен тайм-аут. Есть ощущение, что нарушен баланс, сместились понятия и смыслы большой игры. Экспозиционные площадки сегодня захлестнула лавина околотворческих выставок и акций домкультурного стиля. Любой желающий может назвать себя художником, а второй – куратором. Вернисажи превратились в бесконечные селфи и тусовки. Все это заставило нас на время остановиться. Надо подождать, пока уляжется пена. Я полагала, что это наша местная болезнь, но оказалось, что то же самое состояние переживают все современные художественные институции. И перед всеми сегодня стоит задача – найти способы обновиться, переформатироваться и продолжить работу. Я на этой конференции получила очень много ответов для себя, можно сказать, готовые инструкции и решения, а самое главное – ощущение, что мы плетемся не в хвосте процесса. Главной темой всех дискуссий «Аланики» был вопрос – куда идти и как развиваться художественным институциям в современном мире.
– Что вам как куратору дало участие в нынешней «Аланике»?
– Удалось завести очень много хороших и полезных контактов. Знакомство с известнейшими людьми, которые курируют современное искусство, – это само по себе большой подарок. Они узнали о Первой галерее. Время покажет, что из этого получится. На конференции, кстати, была затронута интересная тема – перспективы уличного искусства. Несколько лет назад «Аланика» представила замечательный проект, связанный с городской архитектурой. Художники сделали скульптуры из камней и разместили их в парковой зоне города, и они до сих пор там стоят. Мне кажется, для Махачкалы это прекрасная идея. В нашем перегруженном городе городить конструкции из металла – это очень сложная задача, а вот поработать с камнем обязательно стоит! Самое главное для меня, что сотрудничество, которое мы начали с осетинским филиалом ГЦСИ в 2011 году, наращивает обороты и рождает много идей. На будущий год мы запланировали несколько выставок. Обменные проекты и выставки из Осетии будут показаны на площадках Дагестанского государственного объединенного музея, в Первой галерее и Музее истории мировых культур и религий в Дербенте.