Сетевое издание «Дагестанская правда»

14:55 | 01 декабря, Вт

Махачкала

Weather Icon

Английская элегантность

A- A+

Произведения художественного ремесла всегда входили в жизнь человека, являясь самым доступным средством реального соприкосновения с искусством. Развитию прикладного искусства в Западной Европе придавалось большое значение, и оно занимало не менее почетное место, чем живопись и скульптура. Но ни одна эпоха не знала такого блестящего расцвета самых разнообразных видов прикладного искусства в Европе, как в XVII – XVIII вв.

Пожалуй, одним из ярких представителей прикладного искусства в Европе XVIII в. является Джозайя Веджвуд, с именем которого связан кульминационный период расцвета английской керамики. В фондах ДМИИ им. П.С. Гамзатовой имеются в наличии две вазы и чашка с блюдцем, изготовленные на заводе этого мастера, которые были переданы нам в 1958 г. из Краеведческого музея (ныне ДГОМ им. А. Тахо-Годи) во время формирования музейной коллекции.

Джозайя Веджвуд родился в 1730 г. в Бёрслеме (Англия) в семье потомственных керамистов. После долгих лет ученичества и работы в качестве компаньона фирм Харрисона и Олдерси он основывает в 1759 году завод в г. Айвихауз, а в 1768 г. объединяется с ливерпульским коммерсантом Томасом Бентли в городе Сток на Тренте и открывает завод «Этрурия», названный так в знак восхищения этрусскими вазами. Размах производства был очень велик. «Этрурия» была идейно-художественным центром, откуда вышел ряд талантливых керамистов, законодательницей вкуса в данной отрасли искусства, созидательницей «английского стиля» в керамике. Она была подлинной школой не только английских керамистов, но и влияла на развитие керамики других европейских стран.  

На своем заводе в г.Стоке Веджвуд с успехом изготовлял разнообразную, очень изящную по форме посуду из тонкого фаянса цвета сливок с расписанным и печатным орнаментом, одновременно продолжая поиски новых масс. Изобретенная полива цвета сливок принесла ему в 1765 г. покровительство королевы Шарлотты. К лучшим образцам фарфора цвета сливок относится знаменитый сервиз «Зеленая лягушка», заказанный Екатериной II в 1773–1774 гг.

В 1755 году была изобретена похожая на фарфор «яшмовая» масса, которая обладала хорошей твердостью и способностью окрашиваться в различные тона. В основном их семь: синий (трех оттенков), сиреневый, светло-розовый, серо-зеленый, оливковый, лимонный и черный. Первоначально масса подвергалась окраске целиком, но с 1777 г. был найден способ окрашивать лишь верхние ее слои, что давало возможность получать еще более деликатные оттенки цвета. Из этого материала формировались декоративные вазы, медальоны с рельефными портретами знаменитых людей и античными сюжетами по моделям скульптора Уильяма Хейквуда. На фоне основной массы выделялся рельеф, сформированный из более тонкого слоя белого неокрашенного теста. Фризы с фигурами в классических одеяниях на веджвудских предметах всегда вылеплялись вручную. Веджвуд привлек к своей работе английского скульптора Джона Флаксмана, умело приспосабливавшего античные мотивы для керамики. Подобного рода изделия имели огромный успех.

Вазы из собрания ДМИИ им. П. С. Гамзатовой, изготовленные из «яшмовой» массы синего цвета, представляют собой декоративные двуручные сосуды в стиле ампир с фризами на тулове. По горлу идет лепной орнамент: пики и удлиненные листья. Высокие ручки обвивают змеи. Предплечье ваз окаймляет лавровый венок. Лавр как вечнозеленое дерево символизирует бессмертие, триумф, успех, очищение, защиту. Также в Древней Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками. Книзу сосуд сужается, переходя в тонкую ножку, которая расширяется в круглую подставку под ручку, опирающуюся на квадратный постамент. По краю кольцевой ножки и постамента идут цветочные декоративные мотивы.

На тулове первой вазы изображены две сцены. В одной девушка в античном одеянии и с корзиной фруктов, перед которой сидит юноша с посохом в руках, а над ними летает амур, держащий в руках маску. По обеим сторонам склонившиеся деревья. На тулове второй вазы: на одной стороне – сидит юноша с накинутым на плечи плащом и с копьем в руках, предположительно охотник. К нему ластятся две собаки. Перед юношей сидит девушка, у неё на коленях роза, у её ног два целующихся голубка. Она левой рукой обнимает за плечи амура, держащего в руках лук и стрелы. С одной стороны на вазах изображены идентичные сюжеты – запряженная лебедями колесница с сидящим в ней Аполлоном, в сопровождении трех амуров. Лебедь в Древней Греции был атрибутом Аполлона – бога поэзии, прорицания и музыки.

Увлечение Веджвудом античностью было связано с царившим в то время классицизмом, ориентировавшимся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Изучая памятники античного искусства и античную керамику, заимствуя среди них образы для своих изделий, Веджвуд явился одним из создателей стиля классицизма в керамике.

Английское художественное ремесло XVIII в., находясь в тесной взаимосвязи с другими видами искусства, создает национальный стиль, сочетающий в себе практичность, благородную и тонкую элегантность декора. Произведения английского прикладного искусства XVIII столетия обладают чрезвычайно высокой, не потерявшей значения до наших дней эстетической ценностью, что и делает данную область художественного творчества объектом пристального внимания и изучения.

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»