Купить PDF-версию
06:26 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
08:08 27.08.2020

Бахмай и три голубя

Дагестанские музеи после длительного периода самоизоляции постепенно восстанавливают привычный режим работы. Где-то уже открылись первые выставочные проекты, а в каких-то музеях пока еще готовятся к встрече с посетителем, работают над новыми вернисажами и выставками, при этом продолжают знакомить дагестанцев со своими яркими и успешными проектами через интернет-ресурсы.

К примеру, Дагестанский государственный музей изобразительных искусств готовит в этом году сразу несколько выставок, в числе которых совместный проект с Тульским музеем изобразительных искусств. А пока на своем YouTube-канале специалисты одного из ведущих музеев республики представили в онлайн-формате выставку известной дагестанской художницы-авангардистки Миро Каган «Тайнопись рода».

Одно только название уже интригует. Кстати, до прибытия в Махачкалу работы художницы выставлялись в московской арт-галерее «Умляут. Место действия», став одной из серий целого цикла выставок дагестанских художников в Первопрестольной.

Так уж устроен человек, что испокон веков его влечет все таинственное. А уж если тайна касается твоей собственной семьи – тут разгадка может стать делом всей жизни. Но как быть, если ключ к тайне потерян в веках? Тут нужно помнить, что если чего-то хочешь по-настоящему, то для тебя нет ничего невозможного. Ответ на многовековую загадку нужно искать в глубинах собственного подсознания, в той его части, где собственное «Я» пересекается, переплетается, сливается с голосами, мыслями, ощущениями твоих далеких предков. Или положиться на интуицию – это путь, данный свыше и привычный творческому человеку. Именно такими путями и идет к разгадке тайны своего древнего рода Миро.

Вот как она рассказывает легенду, которую передают в ее семье из поколения в поколение и которая легла в основу выставленной серии картин: «Корни нашего рода уходят в глубь веков. Один из мифов о его происхождении гласит, что предками рода Бахмай стали три брата-голубя, один из которых влюбился в девушку из нашего села и женился на ней. В дальнейшем род разросся и окреп, но в какой-то момент произошло нечто странное и загадочное, после чего мужчины рода стали либо умирать, не дожив до 18 лет, либо оставаться бездетными до конца своих дней. Для всех стало очевидно, что в нашем роду появилась какая-то страшная тайна, только разгадав которую род, вероятно, сможет восстановиться и обрести былую силу. Раскрыть эту тайну пытается уже не одно поколение семьи, но ключ к ее разгадке до сих пор не найден…».

Как признается художница, идея создания этой серии картин возникла как-то уж совсем неожиданно, спонтанно. И хотя на ее создание у Миро ушло всего десять дней, но тем не менее эти работы нельзя назвать «сырыми» или же недоделанными.

– Во время новогодних каникул я на три дня уехала в горы с целью посетить свое родовое гнездо, точнее руины и могильные камни, оставшиеся на его месте. И этих трех дней мне с лихвой хватило для того, чтобы понять, чего я хочу. Более того, мне казалось, что внутри меня что-то стремительно и упорно водило кистью по картону, моя рука писала абсолютно бессознательно! – говорит сама Миро Каган.

И действительно, ее картины пропитаны неким мистицизмом, они загадочные и таинственные, заставляют задуматься о своих корнях и перерождении душ. То, что сотворила Миро, – это некая смесь снов, обрывков сказок и легенд, услышанных еще в том возрасте, когда всякая информация жадно впитывается и откладывается в тайники сознания. И только повзрослев, мы вспоминаем о ней, извлекаем эту информацию, начинаем кропотливо подбирать к ней ключ, разгадывать шифр, заложенный много веков назад в строках песни, в маминых серьгах, которые ей достались от ее мамы, в узоре, что украшает вход в старую дедушкину саклю…

Кстати, об узорах: лабиринты, птицы, животные – все, чем наши предки пытались облегчить свою жизнь, свято веря, что эти изображения отведут дурной глаз и привлекут удачу, – все это в изобилии можно встретить в работах Миро.

Говорят, что каждый уважающий себя человек обязан знать своих предков и историю рода вплоть до седьмого колена. После просмотра картин Миро Каган многие могут захотеть уехать в село и разобраться в тайнописи своего рода, узнать о тех поколениях семьи, о которых сейчас, к своему стыду, мало что можем рассказать, а порой и вовсе ничего не знаем. Нам не рассказывали, а мы и не спрашивали.

Статьи из «Выставки»

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Жизнь в моменте

52
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

История в картинах

235
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Планета Дагестан

14
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Планета Дагестан

757
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Снятию блокады посвящается

9
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Особенный Расул 

22
С помощью красок и карандашей особенные и слабовидящие дети попытались рассказать о том,...

История на холсте

17
Дагестан с его историей, культурой и традициями – центральная тема произведений молодой...

Со спицами и пряжей

72
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

30
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...

Та, что к солнцу поднялась!

25
Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской,...