Баян — его друг с детства
В Махачкале в рамках фестиваля «Порт-Петровские Ассамблеи» прошел концерт лауреата многочисленных российских и международных конкурсов Юрия Медяника совместно с Камерным оркестром филармонии. Их выступление с романтическим названием «Вальсы и танго» прошло в переполненном зале Кумыкского театра.
Юрий Медяник — уникальный музыкант, профессионально владеющий тремя музыкальными инструментами. В 2 года его стали учить игре на баяне, в 8 лет он впервые взял в руки скрипку, а последние два года играет на банденеоне. К своим 26-ти годам на профессиональном счету Юрия учеба в лучших музыкальных заведениях России: в ССМШ им.Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а также ССМШ им. Гнесиных (Москва) по двум специальностям, далее учеба и позже аспирантура в Московской государственной консерватории.
Проходил стажировку у Пьера Амойаля, Бориса Белкина, Маринэ Яшвили, Юрия Шишкина. Список коллективов, вместе с которыми выступал Юрий, бесконечен. Его приглашают играть на самых престижных концертных площадках нашей страны.
Юрия знают в США, Германии, Италии, Болгарии, Бельгии, Англии. Ю.Медяник является автором идеи организации и арт-директором Международного фестиваля искусств «Pluri Art», вице-президентом «Творческого альянса аккордеонистов России», а также художественным руководителем ансамбля «Emotion-orchestra». И это далеко не полный перечень достижений Юрия Медяника.
В Махачкале он выступает не впервые. Дважды Юрий приезжал к нам в составе ансамбля «Танго пара-тресс» и просто очаровал дагестанскую публику своей темпераментной игрой на скрипке и баяне. Уже тогда стало ясно, что этого музыканта надо приглашать отдельно с сольной программой. И очень приятно, что именно его концертом удалось обогатить программу фестиваля, ведь концертный график артиста Ю.Медяника расписан на много месяцев вперед.
В первом отделении концерта звучала скрипка и исполнялись красивейшие вальсы, признанные лучшими за всю историю создания этого жанра: «Вальс цветов» Чайковского, «Муки любви» и «Прекрасный розмарин» Крейслера, «Мой ласковый и нежный зверь» Доги, «Шербургские зонтики» Леграна.
Во втором отделении концерта Юрий Медяник солировал на очень редком музыкальном инструменте — банденеоне. О нем стоит рассказать отдельно. Банденеон — это разновидность гармони. Его называли «инструментом дьявола», хотя на самом деле он был задуман своим создателем — немцем Хейнрихом Бандо как заменитель органа для бедных церковных приходов, которые не могли себе позволить такой огромный и дорогой инструмент. Когда в начале прошлого столетия банденеон вместе с волной эмигрантов попал в Аргентину, то стал душой и символом танго, придав этой музыке настоящую страсть и подлинный драматизм.
Инструмент Юрия интересен именно тем, что он из «того самого» времени — был сделан в Буэнос — Айресе в 20-х годах прошлого столетия и является точной копией банденеона, на котором играл великий Астор Пьяццолла — настоящий гений танго. Его известнейшие произведения прозвучали в концерте — «Либертанго» и «Забвение». Исполнялись также «Мне бесконечно жаль» и «Адьез, мучачос» («Прощайте, ребята») — произведение, которое музыканты обычно избегают исполнять из суеверных соображений, поскольку автор его умер сразу после написания этой вовсе не грустной мелодии. Но дагестанским слушателям посчастливилось услышать эту музыку с «плохой репутацией» и она оказалась на редкость жизнерадостна. Это был не единственный сюрприз концерта. Впереди было старое доброе советское танго «Утомленное солнце», а на бис — «Без женщин жить нельзя на свете — нет!» — совсем не танго, но очень в духе всего концерта. И женская часть зала самым естественным образом ответила на этот призыв — в гримерку к артисту невозможно было пробиться сквозь толпу поклонниц не меньше часа.
— Вы довольны тем, как вас принимал зал?
— Конечно! От концерта к концерту внимания все больше и больше — это очень приятно любому артисту.
— У вас была всего одна репетиция с Камерным оркестром – и такое блестящее выступление!
— Репетиция была одна, но ударная — с четырех часов до двенадцати ночи. Спасибо оркестру и его руководителю Зарифе Абдуллаевой, которые все это выдержали, и концерт получился. На самом деле такой режим мне привычен. Я много гастролирую, и часто случаются вот такие авральные репетиции.
— А правда, что вы — единственный в Москве музыкант, который владеет банденеоном?
— Сейчас уже нет, их появилось больше, но это все же другие инструменты, с другим устройством. Мой банденеон старого образца — он очень сложный. Когда я его приобрел, то большой проблемой было найти к нему просто хроматические гаммы.
-Спасибо за концерт и больших вам творческих удач!