Купить PDF-версию
X
06:30 23.06.2009

Баян — его друг с детства

В Махачкале в рамках фестиваля «Порт-Петровские Ассамблеи» прошел концерт лауреата многочисленных российских и международных конкурсов Юрия Медяника совместно с Камерным оркестром филармонии. Их выступление с романтическим названием «Вальсы и танго» прошло в переполненном зале Кумыкского театра.

Юрий Медяник — уникальный музыкант,  профессионально владеющий тремя музыкальными инструментами.  В 2 года его стали учить игре на баяне, в 8 лет он впервые взял в руки скрипку, а последние два года играет на банденеоне. К своим 26-ти годам на профессиональном счету Юрия учеба в лучших музыкальных заведениях России:  в ССМШ им.Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а также  ССМШ им. Гнесиных (Москва) по двум специальностям, далее  учеба и позже аспирантура в Московской государственной консерватории.

Проходил стажировку у Пьера Амойаля, Бориса Белкина, Маринэ Яшвили, Юрия Шишкина. Список коллективов, вместе с которыми выступал Юрий, бесконечен. Его приглашают играть на самых престижных концертных площадках нашей страны.

Юрия знают в США, Германии, Италии, Болгарии, Бельгии, Англии. Ю.Медяник является автором идеи организации и арт-директором Международного фестиваля искусств «Pluri Art»,  вице-президентом «Творческого альянса аккордеонистов России», а также художественным руководителем ансамбля «Emotion-orchestra».  И это  далеко не полный перечень достижений Юрия Медяника.

В Махачкале он выступает не впервые.  Дважды Юрий  приезжал к нам в составе ансамбля «Танго пара-тресс» и просто очаровал дагестанскую публику своей темпераментной игрой на скрипке и баяне. Уже тогда стало ясно, что этого музыканта надо приглашать отдельно с сольной программой. И очень приятно, что именно его концертом удалось обогатить программу фестиваля, ведь концертный график артиста Ю.Медяника  расписан на много месяцев вперед.

В первом отделении концерта звучала скрипка и исполнялись красивейшие вальсы, признанные лучшими за всю историю создания этого жанра: «Вальс цветов» Чайковского,  «Муки любви» и «Прекрасный розмарин» Крейслера, «Мой ласковый и нежный зверь» Доги, «Шербургские зонтики» Леграна.

Во втором отделении концерта Юрий Медяник солировал на очень редком музыкальном инструменте — банденеоне. О нем стоит рассказать отдельно. Банденеон  —  это разновидность гармони.  Его называли «инструментом дьявола», хотя  на самом деле он был задуман своим создателем — немцем Хейнрихом Бандо как заменитель органа для бедных церковных приходов, которые не могли себе позволить такой огромный и дорогой инструмент. Когда в начале прошлого столетия банденеон вместе с волной эмигрантов попал в Аргентину, то стал душой и символом танго, придав этой музыке настоящую страсть и подлинный драматизм.

Инструмент Юрия интересен именно тем, что он из «того самого» времени — был сделан в Буэнос — Айресе в 20-х годах прошлого столетия и является точной копией банденеона, на котором играл великий Астор Пьяццолла —  настоящий гений танго.  Его известнейшие произведения прозвучали в концерте —  «Либертанго» и «Забвение». Исполнялись также «Мне бесконечно жаль» и «Адьез, мучачос» («Прощайте, ребята») — произведение, которое музыканты  обычно избегают исполнять из суеверных соображений, поскольку автор его умер сразу после написания этой вовсе не грустной мелодии. Но дагестанским слушателям посчастливилось услышать эту музыку с «плохой репутацией» и она оказалась на редкость жизнерадостна. Это  был не единственный сюрприз концерта. Впереди было старое доброе советское танго «Утомленное солнце», а на бис  — «Без женщин жить нельзя на свете — нет!» — совсем не танго, но очень в духе всего концерта. И женская часть зала самым естественным образом ответила на этот призыв — в гримерку к артисту невозможно было пробиться сквозь толпу поклонниц не меньше часа.

—  Вы довольны тем, как вас принимал зал?

— Конечно! От концерта к концерту внимания все больше и больше  — это очень приятно любому артисту.

— У вас была всего одна репетиция с Камерным оркестром – и такое блестящее выступление!

—  Репетиция была одна, но ударная — с четырех часов до двенадцати ночи. Спасибо оркестру и его руководителю Зарифе Абдуллаевой, которые все это выдержали, и концерт получился. На самом деле такой режим мне привычен. Я много гастролирую,  и часто случаются вот такие авральные репетиции.

— А правда, что вы  — единственный в Москве музыкант, который владеет банденеоном?

— Сейчас уже нет, их появилось больше, но это все же другие инструменты, с другим устройством. Мой банденеон старого образца — он очень сложный. Когда я его приобрел, то большой проблемой было найти к нему просто хроматические гаммы.

-Спасибо за концерт и больших вам творческих удач!

Статьи из «Культура»

Дебют режиссера Михалкова

3
Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой...

Бежта в орнаментах

8
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

В каждом движении – история

45
Неповторимая атмосфера на XXVIII Международном хорео­графическом конкурсе «Во власти...

Полвека на сцене

141
Искренние, чувственные, теплые и где-то даже наивные выступления детей всегда создают...

Ашуг, сын ашуга

15
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...

Нескучная музейная ночь

11
В минувшие выходные республика погрузилась в особую атмосферу культурного волшебства –...

Ценить и свято беречь

4
В майские праздники оказался, можно сказать, совершенно случайно на фестивале народного творчества с участием вокальных коллективов, отдельных исполнителей из...

В Москве прошёл фестиваль «Путешествие по Дагестану»

60
18 мая 2025 года в Измайловском парке...

Народный соловей

7
Когда Рашид Бейбутов начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим волшебным...

Зеркало времени

15
Прикоснуться к истории, окунуться в мир искусства, расширить свой кругозор – эти и многие...

Новые горизонты детского чтения

50
Родители при выборе книги для ребенка часто...