Большой друг Дагестана
Живописец и график, мастер монументальной росписи, автор сатирических журнальных рисунков и театральных декораций, академик живописи, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Евгений Евгеньевич Лансере оставил поколениям богатое творческое наследие.
Широко известны его исторические полотна – «Корабли времен Петра I», серия «Трофеи русского оружия», картины из жизни народов Кавказа, стенные росписи «Победа», «Мир», великолепные произведения книжной графики.
Е. Е. Лансере – большой друг Дагестана. Огромное количество картин и рисунков создано им на дагестанские темы. Со Cтраной гор он впервые познакомился еще в 1912 году. Он тогда иллюстрировал повесть Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Повесть завладела воображением художника. Он замыслил создать колоритные и впечатляющие образы, которые были бы достойны творения гениального писателя. А чтобы выполнить замысел, надо было близко познакомиться с горцами, с природой их края. Потому
Е. Е. Лансере и прибыл в Дагестан. Ему действительно удалось создать иллюстрации, которые органически вошли в словесную ткань повести. Таковы «Въезд Шамиля в Ведено», «Хаджи-Мурат с нукерами», «Последние минуты Хаджи-Мурата» и другие. Реалистично, точно, выразительно изображены здесь образы сильных характером, свободолюбивых горцев.
Иллюстрации к «Хаджи-Мурату» выдвинули Е. Е. Лансере в число выдающихся художников, и он был удостоен звания академика.
Поездка в Дагестан на многие годы сроднила Е. Е. Лансере с Кавказом. На целых семнадцать лет (1917–1934 гг.) художник поселился на Кавказе. В бурные годы борьбы за Cоветскую власть он жил в Темир-Хан-Шуре (ныне — Буйнакск) и работал над своими произведениями, посвященными жизни и быту, революционной борьбе горцев, природе Дагестана.
Е. Е. Лансере был связан большой дружбой с Махачем Дахадаевым. Им были написаны два портрета Махача, а также его матери Хурии-ханум. Портреты матери и сына Дахадаевых ныне выставлены в Махачкалинском музее изобразительных искусств. Они представляют собой большую историческую ценность.
По воспоминаниям о Гражданской войне Е. Е. Лансере в 1931 году создал триптих «Красные партизаны Дагестана». В центре триптиха могучая лавина партизан, прокатывающаяся через горный аул. Трудовые люди приветствуют эту лавину, рвущую цепи рабства. По-иному встречают ее силы чуждого лагеря. Это ярко выражено в образе старика в зеленой чалме. Несокрушимы силы народа, поднявшегося на священную битву за свободу – об этом говорит триптих.
В Темир-Хан-Шуре художник прожил три года, затем переселился в Грузию, но не порывал связи с Дагестаном. Он снова приезжал в Страну гор и продолжал работать над темами из жизни нашей республики. В 1925 году Е. Лансере создал большую серию портретов и пейзажей, экспонирующихся ныне в Музее изобразительных искусств.
Особо привлекала художника горная Авария с ее суровой и величественной природой, со своеобразными пейзажами дальних аулов, с удивительными по внешнему облику и характерам жителями гор. В поисках наиболее ярких образов художник проникал в далекие, глухие селения аварцев. Древний Гидатль, родина легендарного Хочбара, аулы, где еще крепко держался патриархальный быт, но неотвратимо наступала новая жизнь, влекли к себе художника. Он написал несколько видов аулов Тидиб (на снимке), Урада, Орота, Гинта, Тлядаль…
Старый, отживающий патриархальный быт… Это о нем рассказал художник в рисунке «Старый дом в Короде»: старинная сакля, полуразрушенная надстройка на крыше, развешанные над темной верандой изношенные паласы, древний старик, доживающий свой век. Это уходящее. «Девушка из Бежты» – это тоже уходящее. Девушка одета по-старинному, бедно, тяжел за спиной свинцовый кувшин. Взгляд печален и задумчив; она еще не освободилась от груза прошлого и не вышла на широкую дорогу к свету. Но она еще молода и выйдет на эту дорогу.
А вот образ горянки, порвавшей с пережитками прошлого, – «Председательница женотдела селения Гочоб». Правда, она еще в чохто, в шароварах, внешне она – в старине, но в ее душе произошло обновление. Она разогнулась, выпрямила стан и уверенно смотрит вперед.
Певцом горной Аварии хочется назвать Е. Е. Лансере. Художник был влюблен в дальние горы и их жителей и выразил эту любовь в своих произведениях.
Е. Е. Лансере – выдающийся педагог. Еще в годы Гражданской войны он создал в Темир-Хан-Шуре курсы рисования. Затем он преподавал в Художественной академии в Тбилиси. В Темир-Хан-Шуре и Тбилиси учился у него Муэтдин-Араби Джемал. Рождением первого своего профессионального художника Дагестан обязан Е. Е. Лансере.
Сегодня исполнилось девяносто лет со дня рождения Е. Е. Лансере. Его нет в живых, он умер в 1940 году, но живет в своих замечательных творениях, в творчестве его многочисленных даровитых учеников.