Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 21 июня, Пн

Махачкала

Weather Icon

Браво, Дагестан, браво!

A- A+

Зрительный зал Нового Европейского театра (НЕТ) в городе Витало (Македония), где проходил Международный фестиваль, в котором участвовали 14 театров разных стран, рукоплескал и неистово скандировал: Браво, Дагестан!

Браво! И на сцену то и дело выбегал не ожидавший ничего подобного народный артист Дагестана Имам Акаутдинов (на снимке). А его долго не отпускали, еще и еще раз вызывая после триумфального выступления в моноспектакле «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя (режиссер С. Тулпаров). 

После того как утих шквал оваций и восторженных скандирований, к режиссеру Скандарбеку Тулпарову подошел президент Нового Европейского театра Благой Стефановски (сын основателя Македонского театра и бывший министр культуры Македонии), крепко пожал руку и, тепло обняв, спросил: «В каком театре хотели бы поставить спектакль?» И С.Тулпаров, недолго думая, ответил: «В итальянском». Фестиваль завершился. 

На торжественном закрытии церемонии дагестанцев посадили на самые почетные места и стали объявлять победителей в четырех номинациях по условиям конкурса. И вот торжественный аккорд. Во весь голос вызывают: Дагестанский Русский театр из Махачкалы. После чего вручили высшую награду фестиваля – Гран-при. И вновь зал взорвался громом аплодисментов и восторженными возгласами в поддержку победителей, которые оставили после себя крупнейшие театры Англии, Греции, Италии, Швеции, Македонии, Болгарии, Румынии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Эстонии и Литвы.

Если учесть, что наш театр впервые выбрался в Европу и осмелился состязаться с более опытными театрами, то можно понять значение этой победы. После такого внушительного триумфа дагестанцев пригласили еще на два международных фестиваля, которые проходили в двух болгарских городах: Габрово и Враца. И вновь наш театр оказался на высоте. Выступив наряду с 18 театрами разных стран, артист и режиссер спектакля «Записки сумасшедшего» Русского театра Дагестана были удостоены дипломов «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую режиссуру».

После столь блистательных выступлений в Европе театр по договоренности с руководством Московского Академического Малого театра показал свой спектакль и на сцене «Дома Островского», как называют Малый театр, ставший колыбелью русской классики, который не первый год проявляет знаки внимания и дружеских отношений к нашему театру и республике в целом. Художественный руководитель Малого театра — народный артист РСФСР Юрий Мефодьевич Соломин еще во время I Международного фестиваля республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона в Махачкале в 2007 году активно поддерживал создание и утверждение фестиваля русских театров на периферии. Более того, Ю.Соломин отправил на открытие фестиваля спектакль своего театра по одноактным комедиям А.Чехова. А на этот раз он не только предоставил сцену для показа спектакля Дагестанского Русского театра, но и создал самые благоприятные условия для успешного выступления.

И артист И.Акаутдинов, выступавший в спектакле, и режиссер-постановщик С.Тулпаров, прекрасно понимая, что главными ценителями и судьями русской классики будут московские зрители, волновались перед показом больше, чем на международном фестивале на Западе. Но, по признанию режиссера-постановщика и ряда московских театральных авторитетов, спектакль превзошел все ожидания, восторгов было предостаточно: от «лучший спектакль по русской классике» до «Чистейший русский язык артиста». Заместитель художественного руководителя Малого театра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Валерий Васильевич Подгородинский отозвался об Имаме Акаутдинове: «Это один из лучших артистов России». А о спектакле сказал: «Самый лучший спектакль в России». Во имя такой оценки дела, которому служишь, стоило и родиться, посвятить себя труднейшей профессии и поехать в столь волнительное турне.

Но Скандарбек Тулпаров, к его чести и нашей великой радости, в это не лучшее для искусства время не собирается почивать на лаврах достигнутого. Он ищет, экспериментирует, пробует все новые и новые способы и формы диалога театра с современниками. У него много планов, и в портфеле театра интересные пьесы, которые должны воплотиться в спектакли. Видимо, и само необычное имя «полубога» албанского народа, которое не дают там простым смертным, обязывает ко многому. Ведь когда узнали в Косово, как зовут Тулпарова, то выражали крайнее удивление и проникались подчеркнутым уважением.

Так вот, Скандарбек Тулпаров — не только знаковая личность и носитель имени исторически значимого — «великого воина Албании», он сегодня наиболее современно мыслящий, находящийся в состоянии постоянного поиска режиссер в дагестанском многонациональном театре. Гибкий ум, целенаправленный поиск, склонность к аналитической мысли, коммуникабельность и легкость на подъем помогают ему быть постоянно в гуще событий, на волне современного театрального процесса. 

А театр сегодня чрезвычайно многолик и полярно противоречив. В нем кипят страсти самых разных происхождений. Параллельно с ультрасовременными техническими открытиями сценических возможностей и актерского потенциала продолжается процесс низложения театральной эстетики, наступления примитивизма и натурализма, откровенной пошлости и низкопробного кича. Экспериментировать, искать и пробовать, сдвинуть с места застывшие за многие годы безвременья формы и образы Тулпаров продолжает по сей день. А начал он еще тогда, в начале 90-х, став художественным руководителем Русского театра им. М. Горького с его многолетним и разновеликим опытом творческой жизни. С.Тулпаров и тогда искал свой репертуар, и сегодня его ищет и подбирает, приглашал и приглашает новых артистов, привлекает к сотворчеству разных режиссеров. Он начинал ставить пьесы, ранее не ставившиеся на сцене Русского театра, современные пьесы тех лет, такие, как: «Антигона в Нью-Йорке» Я. Головацкого, «Стриптиз» С. Мрожека, «Полоумный Журден» М.Булгакова, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Шамиль» Ш. Казиева и др. Было ново и неожиданно, что спектакль «Шамиль» играли на двух языках (русском и аварском), и в нем были задействованы артисты четырех дагестанских театров. Такой смелый и рискованный шаг увенчался успехом. Спектакль, приуроченный к 200-летию со дня рождения имама Шамиля, на республиканском фестивале театров был удостоен почетных дипломов по нескольким номинациям.

Но здесь я ни в коей мере не хочу говорить, что С.Тулпаров безгрешен и все его спектакли — это работы безупречные и высокопрофессиональные. Были у него и несовершенные спектакли. Они бывают и у самых талантливых и маститых режиссеров. Не ошибается только тот, кто не работает. Наряду с открытиями у режиссера могут быть и неудачи, и провалы. Он, как и любой художник, имеет право и на это. В творчестве годы взлетов могут смениться периодами застоя, явных неудач и ошибочных увлечений. Но если режиссер самокритичен и способен взглянуть на свою деятельность со стороны, наделен талантом, он всегда найдет выход из творческого кризиса или временного отступления от взятого старта. 

Первенец театрального искусства республики, театр, который стал общенациональным достоянием всех дагестанцев — Дагестанский государственный Русский драматический театр имени М.Горького, сегодня на творческом подъеме, и это вполне объяснимо и радует. Скандарбек Тулпаров работает на перспективу, работа эта не прекращалась и во время фестиваля. Он уже договорился с двумя европейскими режиссерами на постановки в своем театре. А его самого пригласили в члены жюри фестивалей в Албанию и Македонию. И он уверен, нужно работать как следует, искать и открывать новые возможности, пробовать и не останавливаться на достигнутом, тогда можно смело конкурировать с европейским театром. «Я уверен, что наш театр способен на многое, только не надо бояться искать, переходить на другие уровни театрального языка. В этом я убедился, побывав на этом международном театральном фестивале. Я очень благодарен Генеральному секретарю Международного института театра (ЮНЕСКО), художественному руководителю Международного театрального фестиваля «Театрин» (Германия) Нине Мазур, которая помогла оформить заявку в Совет Новой Европы на участие в фестивале». 

А я бы добавила к этому: если бы у наших театров были спонсоры и меценаты, способные поддержать их новые начинания, задумки и проекты, наши театры далеко шагнули бы в своем развитии. Хотя, оказывается, у Русского театра появился такой благодетель — Нафтабанк, который и спонсировал поездку театра на европейский фестиваль. Спасибо ему, будем надеяться, что Нафтабанк не останется в единственном числе. Дагестанцы любят не только спорт, но и искусство, и особенно национальное театральное искусство, которое с каждым из нас говорит на родном языке и развивает живой национальный язык через художественные произведения. А пока остается пожалеть, что такое далеко не частое и неординарное явление, как столь яркая победа Государственного республиканского театра на престижном соревновании двух десятков театров разных стран воспринято дома, в родной Махачкале, как обычное, ничего не значащее событие. Трубить в фанфары, может, и не на надо, но поздравить «виновников» такого торжества не лишне, ведь столь высокие определения, как «лучший спектакль», Гран-при, при таком количестве претендентов мирового масштаба стоит дорогого, и не грех похвалить артиста и режиссера за их труд.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Долгая дорога домой 

    «Нам пора становиться его наследниками, чтобы не напоминать простофиль, которым свалившееся вдруг на голову...

    25

    3 дня назад

  • Театры

    Его мастерская жизни 

    Таким исповедальным стихом начинает свое знакомство с читателем народный артист Дагестана Владимир...

    19

    3 дня назад

  • В сердце каждого 

    Жители и гости республики на днях стали свидетелями ряда торжественных мероприятий, мастер-классов и...

    143

    4 дня назад

  • Новости культуры 

    19

    4 дня назад

  • Ноты, сплетенные в аккорды 

    Двери Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова гостеприимно распахнуты для...

    17

    5 дней назад

  • Свидетели прошлого 

    Это здание помнит Темир-Хан-Шуру, в нем хранится история. И само здание – история, объект культурного...

    50

    8:14  11.06.21