Купить PDF-версию
16:17 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
00:33 07.06.2017

… Что кажется порою волшебством

Первый день таких желанных летних каникул, первый день календарного лета и Международный день защиты детей Махачкалинская художественная школа (МХШ) отметила выставкой работ своих учеников и дипломников, завершивших обучение. Выставка названа весьма символично «Традиции – в будущее», и открылась она в галерее самого молодого в республике Театра поэзии в Махачкале.

Детский вернисаж начался необычно. На открытой площадке Театра поэзии между памятниками Александру Пушкину и Расулу Гамзатову детскими голосами звучали стихи русских и российских поэтов. Среди чтецов были не только ученики (МХШ), но и гости, пришедшие на открытие ребячьей выставки. Юные любители поэзии (старшему было 15 лет, самому младшему – 3 года) удивительно выразительно читали стихи Александра Пушкина, Юнны Мориц, Агнии Барто, Михаила Лермонтова и, конечно же, гордые стихи о родном Дагестане Расула Гамзатова.

Этот зачин как бы ввел ребят в тонкий мир возвышенного, подготовил их для визуального восприятия прекрасного. На своеобразный подиум вступили девочки – «модели» преподавателя школы Сабины Алхасовой с коллекцией юбок «Кубачинская роскошь». Все пять моделей коллекции «цитируют» кубачинские кувшины. В общих пропорциях угадывается в кувшине фигура человека, водоносный сосуд несет черты древнего архаичного искусства. Благородный велюр, украшенный кубачинским орнаментом из крученой нити, контрастный по цвету, делает юбку торжественно нарядной и повторяет линии кувшина. Спокойная цветовая гамма, вместе с тем сложная и изысканная, подчеркивает богатство и роскошь кубачинского искусства. Вся коллекция показывает, как древний художественный промысел можно проецировать на современный костюм, умело сочетая новаторство и традиции, которые «волнуют наши души и кажутся порою волшебством».

Волшебство продлилось в коллекции «Мелодия узора», выполненной учениками школы под руководством преподавателя Дианы Шахшаидовой. Предметную основу «Мелодии узора» составляет узнаваемая всеми бурка – универсальная одежда горца. Она, конечно, не из войлока, а всего лишь из черного драпа, имитирующего полотно бурки. Все модели щедро декорированы яркими аппликациями с кайтагскими мотивами. Они рельефно выпуклые в виде нескольких блюдец с загадочными цветами, животными, неведомыми солярными знаками. Одни бурки традиционно контрастны, когда на черном фоне четко вырисовываются белые узоры: рожки, завитки, кисточки уверенно напоминают архаичные элементы древнейших времен, другие – безу­держно яркие, идеально подчеркивающие черный фон бурки. Каждую модель дополняют декоративные повязки, служащие головным убором, завершающим идею коллекции.

Особый рельеф, подобный древнему ремеслу дагестанцев – резьбе по камню, напоминает коллекция учениц Инны Джетере «Акташ». Пять жилетов из поролона, теплый, молочный цвет мелкопористой поверхности которых напоминает дагестанский песчаник, представили современную трактовку национальных мотивов, применяемых в изготовлении паласов, хурджинов, водоносных лент. Перфорированные узоры в жилетах чередуются с аппликациями, вырезанными тоже из поролона. Такое наложение деталей и создает особый рельеф, напоминающий резьбу по камню. Свежесть и чистота, упругость и податливость, строгость и кокетливость демонстрируемых жилетов создают особую привлекательность и рождают удивление, как можно было из такого материала, как поролон, сделать такую фантазийную вещь, красивую и благородную в современной стилистике дагестанского орнамента.

С неожиданной стороны ученицы Махачкалинской художественной школы показали узоры балхарской керамики в коллекции нагрудных украшений «Балхарские мотивы», изготовленной под руководством Зульфии Абакаровой. Коллекция навеяна притчей о балхарских гончарах из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан», рассказывающей о гончарах, огорченных нерадивыми соседями, разбившими кувшин. Мастера собирали осколки и уносили домой, не оставив на земле ни кусочка. «Главный посыл коллекции – искусство Балхар не должно погибнуть!» – так объяснили «модели», показывающие коллекцию. Их нагрудные украшения – как бы черепки разбитого кувшина с его медальонами, в которых многие древнейшие орнаменты с суровой красотой и спокойным величием старинного промысла балхарцев.

Красотой дагестанских ювелирных украшений, амулетницами, кулонами, серьгами, подвесками навеяна коллекция декоративных передников «Узоры гор». Преподаватель Марина Болховитинова подсказала своим ученицам, как в несложной геометрической форме передников передать филигранные узоры ювелиров популярной сейчас техникой бумагопластики – квиллингом. Яркие акценты цветной бумаги имитируют вставки из драгоценных камней.

Живых моделей сменили куклы в зале галереи Театра поэзии. Они скромно разместились на просторных подставках и дали повод безу­держно пофантазировать зрителю. Вот как бы перед большим ящиком древнего фотоаппарата на треноге разместилась семья. В центре, как и положено главе, восседает на старинном стуле отец, вокруг большая группа домочадцев в национальной одежде. Все замерли. Готовы к фотосъемке. Ни дать ни взять – живая картинка горской жизни.

Другие куклы – две женщины, несущие из леса вязанки хвороста. Вот они встретились на сельской улочке и заинтересованно ведут беседу.

В зале много панно с аппликациями, плетениями из ниток, вышивкой… Это диптихи «Дербентский дворик» Анжелы Абдуризаковой и «Древо жизни» Амалии Леонгард, триптихи «Времена года» Анжелы Таджибовой, «Цвет граната» Залины Абдулаевой, коллективные работы «Ритмы Кайтага» и «Море» и многое другое. Все они выполнены с таким вкусом и профессионализмом, что с трудом верится, что это творения рук, о чем я, потрясенная мастерством, сказала старейшему педагогу МХШ Диане Имнияминовне Шахшаидовой. На что она не без гордости парировала: «У нас есть более талантливые работы наших учеников».

Как точно названа выставка «Традиции – в будущее». Авторы работ вдохновлены подлинным народным творчеством, которое формировалось столетиями и воспевалось в летописях и рассказах народов Дагестана. Дети – ученики Махачкалинской художественной школы под руководством своих преподавателей – привнесли народное искусство, пропитанное национальным колоритом, в настоящее. Эта выставка не ностальгия по прошлому, это посыл в будущее.

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

8
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

22
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

9
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

78
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

28
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

10
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

89
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...