… Что кажется порою волшебством
Первый день таких желанных летних каникул, первый день календарного лета и Международный день защиты детей Махачкалинская художественная школа (МХШ) отметила выставкой работ своих учеников и дипломников, завершивших обучение. Выставка названа весьма символично «Традиции – в будущее», и открылась она в галерее самого молодого в республике Театра поэзии в Махачкале.
Детский вернисаж начался необычно. На открытой площадке Театра поэзии между памятниками Александру Пушкину и Расулу Гамзатову детскими голосами звучали стихи русских и российских поэтов. Среди чтецов были не только ученики (МХШ), но и гости, пришедшие на открытие ребячьей выставки. Юные любители поэзии (старшему было 15 лет, самому младшему – 3 года) удивительно выразительно читали стихи Александра Пушкина, Юнны Мориц, Агнии Барто, Михаила Лермонтова и, конечно же, гордые стихи о родном Дагестане Расула Гамзатова.
Этот зачин как бы ввел ребят в тонкий мир возвышенного, подготовил их для визуального восприятия прекрасного. На своеобразный подиум вступили девочки – «модели» преподавателя школы Сабины Алхасовой с коллекцией юбок «Кубачинская роскошь». Все пять моделей коллекции «цитируют» кубачинские кувшины. В общих пропорциях угадывается в кувшине фигура человека, водоносный сосуд несет черты древнего архаичного искусства. Благородный велюр, украшенный кубачинским орнаментом из крученой нити, контрастный по цвету, делает юбку торжественно нарядной и повторяет линии кувшина. Спокойная цветовая гамма, вместе с тем сложная и изысканная, подчеркивает богатство и роскошь кубачинского искусства. Вся коллекция показывает, как древний художественный промысел можно проецировать на современный костюм, умело сочетая новаторство и традиции, которые «волнуют наши души и кажутся порою волшебством».
Волшебство продлилось в коллекции «Мелодия узора», выполненной учениками школы под руководством преподавателя Дианы Шахшаидовой. Предметную основу «Мелодии узора» составляет узнаваемая всеми бурка – универсальная одежда горца. Она, конечно, не из войлока, а всего лишь из черного драпа, имитирующего полотно бурки. Все модели щедро декорированы яркими аппликациями с кайтагскими мотивами. Они рельефно выпуклые в виде нескольких блюдец с загадочными цветами, животными, неведомыми солярными знаками. Одни бурки традиционно контрастны, когда на черном фоне четко вырисовываются белые узоры: рожки, завитки, кисточки уверенно напоминают архаичные элементы древнейших времен, другие – безудержно яркие, идеально подчеркивающие черный фон бурки. Каждую модель дополняют декоративные повязки, служащие головным убором, завершающим идею коллекции.
Особый рельеф, подобный древнему ремеслу дагестанцев – резьбе по камню, напоминает коллекция учениц Инны Джетере «Акташ». Пять жилетов из поролона, теплый, молочный цвет мелкопористой поверхности которых напоминает дагестанский песчаник, представили современную трактовку национальных мотивов, применяемых в изготовлении паласов, хурджинов, водоносных лент. Перфорированные узоры в жилетах чередуются с аппликациями, вырезанными тоже из поролона. Такое наложение деталей и создает особый рельеф, напоминающий резьбу по камню. Свежесть и чистота, упругость и податливость, строгость и кокетливость демонстрируемых жилетов создают особую привлекательность и рождают удивление, как можно было из такого материала, как поролон, сделать такую фантазийную вещь, красивую и благородную в современной стилистике дагестанского орнамента.
С неожиданной стороны ученицы Махачкалинской художественной школы показали узоры балхарской керамики в коллекции нагрудных украшений «Балхарские мотивы», изготовленной под руководством Зульфии Абакаровой. Коллекция навеяна притчей о балхарских гончарах из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан», рассказывающей о гончарах, огорченных нерадивыми соседями, разбившими кувшин. Мастера собирали осколки и уносили домой, не оставив на земле ни кусочка. «Главный посыл коллекции – искусство Балхар не должно погибнуть!» – так объяснили «модели», показывающие коллекцию. Их нагрудные украшения – как бы черепки разбитого кувшина с его медальонами, в которых многие древнейшие орнаменты с суровой красотой и спокойным величием старинного промысла балхарцев.
Красотой дагестанских ювелирных украшений, амулетницами, кулонами, серьгами, подвесками навеяна коллекция декоративных передников «Узоры гор». Преподаватель Марина Болховитинова подсказала своим ученицам, как в несложной геометрической форме передников передать филигранные узоры ювелиров популярной сейчас техникой бумагопластики – квиллингом. Яркие акценты цветной бумаги имитируют вставки из драгоценных камней.
Живых моделей сменили куклы в зале галереи Театра поэзии. Они скромно разместились на просторных подставках и дали повод безудержно пофантазировать зрителю. Вот как бы перед большим ящиком древнего фотоаппарата на треноге разместилась семья. В центре, как и положено главе, восседает на старинном стуле отец, вокруг большая группа домочадцев в национальной одежде. Все замерли. Готовы к фотосъемке. Ни дать ни взять – живая картинка горской жизни.
Другие куклы – две женщины, несущие из леса вязанки хвороста. Вот они встретились на сельской улочке и заинтересованно ведут беседу.
В зале много панно с аппликациями, плетениями из ниток, вышивкой… Это диптихи «Дербентский дворик» Анжелы Абдуризаковой и «Древо жизни» Амалии Леонгард, триптихи «Времена года» Анжелы Таджибовой, «Цвет граната» Залины Абдулаевой, коллективные работы «Ритмы Кайтага» и «Море» и многое другое. Все они выполнены с таким вкусом и профессионализмом, что с трудом верится, что это творения рук, о чем я, потрясенная мастерством, сказала старейшему педагогу МХШ Диане Имнияминовне Шахшаидовой. На что она не без гордости парировала: «У нас есть более талантливые работы наших учеников».
Как точно названа выставка «Традиции – в будущее». Авторы работ вдохновлены подлинным народным творчеством, которое формировалось столетиями и воспевалось в летописях и рассказах народов Дагестана. Дети – ученики Махачкалинской художественной школы под руководством своих преподавателей – привнесли народное искусство, пропитанное национальным колоритом, в настоящее. Эта выставка не ностальгия по прошлому, это посыл в будущее.