Чтобы не померкло солнце в небе
«Страшно знать, но не знать еще страшнее …» – это слова главной героини постановки «В ту ночь, готовясь умирать…» по пьесе Елены Хамидулиной. 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и памяти тех, кто отдал жизнь за свободу и честь Родины, посвятил народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар свою проникновенную повесть.
В малом зале Даргинского музыкально-драматического театра им. Омарла Батырая в рамках акции «Театральная ночь» и в честь открытия Года театра в России состоялась премьера одноименного спектакля.
Что может быть страшнее войны? Только смерть. А когда они неразрывно связаны, становится страшно вдвойне. Война – одно слово, но сколько в нем боли, горести, страданий, слез и сломанных людских судеб! По сценарию показаны эпизоды из жизни простых солдат, их семей, родных, близких и друзей, для которых судьба уготовила непростое испытание. Спустя 30 лет они получают фронтовые письма, несомненно, являющиеся кладом для родных. В каждом отдельном случае пожелтевший от времени треугольник – письмо, не дошедшее в свое время до адресата, – становился средством раскрытия правды, которую долгие годы хранила родная земля и безжалостное время.
Все началось с того, что ребята из бригады монтажников, что протягивали высоковольтную линию в аулы Верхнего Хребта, нашли железный ящик, оставленный качагами (предателями). В нем хранились фронтовые письма. Весть о находке принес председатель сельсовета Ника-Рабадан (заслуженный артист РД Гасанкади Рабаданов). И не случайно спешил он показать эти письма своей давней знакомой Сибхат Карчига (заслуженная артистка РД Рашидат Исмаилова). В годы войны она была командиром женского истребительного отряда, а затем несла службу лесничего. «Это не женщина, а кремень! Ее даже фашисты боялись. Ей бы не платок носить, а папаху», – так описывается образ мужественной женщины-горянки.
Война оставила глубокий отпечаток и в ее судьбе: Сибхат проводила на войну мужа и двух сыновей-близнецов, и никто из них не вернулся. Увидев письма из прошлого, она решает доставить весточки по адресам.
Председатель пытается ее остановить, мол, по всему Дагестану с этими письмами ездить придется. Но женщина ответила твердо: «Ну и пусть! А вдруг родные все еще ждут?» Но была в решении Сибхат и доля сомнения: «А обрадуются ли те, кому не дошли эти письма в срок? Ведь теперь письмом с того света жизнь уже не исправить!»
В таких раздумьях она отправилась в нелегкий, долгий путь.
Действие на сцене начинается с сообщения по радио о начале войны. Со всех сторон на сцену выходят люди, прислушиваются, испуганно переговариваются. Но когда враг пришел на родную землю, негоже горцам отсиживаться по домам. Молодые парни-ополченцы (главные герои писем) получают винтовки, прощаются с близкими и уходят в свой, как оказалось, последний бой.
Вот их имена.
Алибеку Мазгарову (артист Амирбек Батиров) выпала нелегкая доля: будучи на войне, он получает письмо от своего отца Хамзата (заслуженный артист РФ Саид Алибеков). После смерти жены тот овдовел и не мог заменить мать четверым своим младшим детям, поэтому привел в дом соседку Ашуру (артистка Лейла Магандалиева), с детства влюбленную в сына Хамзата – Алибека. Но тот, будучи курсантом пограничного училища, полюбил русскую девушку Светлану. Он пишет Ашуре письмо с осуждением поступка отца и просит прощения у девушки:
«Отец мой писал, что ты живешь у нас, что ты вошла в нашу саклю как моя невеста. Я могу понять отца, зачем и для чего он это сделал. Но я очень хочу, чтобы и вы с отцом поняли меня. Милая моя Ашура, прости меня, если я нанесу тебе обиду, но я хочу сказать правду. У меня есть девушка, она живет в городе… Не обижайся на меня, постарайся понять. Считай меня старшим братом, а я буду гордиться такой сестрой, как ты, и никогда в обиду тебя не дам! Прости меня, сестричка Ашура. И отца моего прости. Я ему написал такое же письмо, и он поймет меня. Верный тебе брат Алибек».
Алибек погиб в селе Замошье на Смоленщине в неравной схватке с карателями, защищая партизанский обоз. Ашура так и не прочла последнего письма Алибека. Она умерла в почтенном возрасте, окруженная любящими детьми и внуками, которые считали ее своей матерью и бабушкой. Когда спустя 30 лет Сибхат принесла в их дом письмо старшего брата, они искренне удивились, узнав, что преданная девушка не была ему даже невестой. Но Ашура все-таки дождалась своего Алибека: одиннадцатого внука в ее большой семье назвали его именем.
А вот судьба солдата Хартума Азнаура (артист Ислам Гасанов). Они с Алибеком Мазгаровым были уроженцами хутора Карамахи. Парень, рано потеряв отца, стал писать стихи. В их доме снимал комнату учитель Хасбулат (заслуженный артист РД Мухтар Нухов). Про овдовевшую Рабият – мать Хартума (заслуженная артистка РД Саният Каримова) в селе стали ходить слухи, что она таким образом пытается забыть мужа. Хасбулат на самом деле был влюблен в женщину, но та, боясь неодобрения сына, отказала ему.
Перед получением повестки на фронт у Хартума и Хасбулата происходит непростой разговор. В итоге учитель смог завоевать сердце юного поэта. Сын ушел на войну, а Рабият с учителем поженились. Когда пришла похоронка на Хартума, Рабият испытала глубокое чувство вины. С этим чувством, вперемешку с большим горем, она и прожила всю жизнь. Через 30 лет Сибхат постучалась в их дом с письмом от сына. Хартум писал:
«Здравствуй, учитель мой! Я все вспоминаю тебя и думаю о тебе. Ведь ты был первым, которому я доверил свою тайну, и твои добрые слова вдохнули в меня сто новых жизней. Ты помог мне увидеть из маленького окна горской сакли весь мир людей, с его сложностью и несовершенством. А здесь я вижу каждый день две грани мира: ночь и день, тень и свет, зло и добро, падение и взлет. Мне недосуг здесь писать стихи, но я не сожалею об этом. Пусть я не стал поэтом, но я боец за великое наше дело.
Учитель мой, я был несправедлив к тебе, я даже собирался тебя убить, но благодаря тебе понял, что несправедлив к тебе и к своей матери. Какой же я был глупец, желая смерти родному человеку… Убивать надо фашистов, чтобы не померкло наше солнце. И я это делаю здесь, на войне… Я тебя прошу, учитель, не дай моей бедной матери остаться одинокой. Короткое у нее было счастье. Так возврати ей радость, ощущение жизни. Я надеюсь встретить вас вместе, когда вернусь домой!»
Не знал бедный Хартум, что это было его последнее письмо. Он героически погиб на берегу Таганрогского залива, в районе Морского Чулека, после того как сбил из противотанкового ружья немецкий самолет.
Затем Сибхат отправилась в Сирбукинский район на поиски сына бойца Али-Булата Сурхаева (артист Гасан Иминов), но тот уже давно уехал в Москву. Женщину встретил сельчанин Исмаил (заслуженный артист РД Абдулла Ризванов) и Нур-Мухамад (артист Нурбаганд Идрисов), который был лучшим другом Али-Булата. Лишь один вопрос мучил его все эти годы, и письмо, как оказалось, было жизненно необходимо именно Нур-Мухамаду.
Накануне войны в колхозе обнаружилась недостача двух коров и одиннадцати овец. Нур-Мухамад тогда заведовал приемным пунктом: сам считал все поголовье и ставил метки на животных, сам всех пересчитывал, только последнее стадо не стал пересчитывать. Его пригнал с гор верный друг Али-Булат, на которого он не мог подумать плохого. Так совпало, что Али-Булата забрали на фронт. Он был смертельно ранен при отражении танковой атаки противника северо-западнее Сталинграда. В это время вина пала на Нур-Мухамада, его осудили. Жена ушла, не желая жить с вором. Он был досрочно освобожден, отправлен на фронт. После войны долго скитался с клеймом врага народа и мучавшими его сомнениями, которые спустя 30 лет были наконец развеяны письмом, принесенным Сибхат:
«Нет ничего тяжелее для человека, чем испытывать угрызения совести, как это происходит сейчас со мной здесь, в этом сыром окопе. Мне стыдно перед собой, стыдно перед вами, стыдно признаться, и вряд ли бы я признался, не будь этой бумаги. Но я это делаю сейчас, глядя смерти в глаза. Я проявил малодушие, и это обернулось подлостью с моей стороны по отношению к честному, верному человеку. Я воспользовался его доверием и бессовестно обманул его. Этот человек – Таимхала Нур-Мухамад, с которым я с детства делил нужду и ломоть чурека … Мне было поручено перегнать скот по госпоставкам до приемного пункта, где работал Нур-Мухамад. По пути мой спутник сбежал, угнав с собой двух коров и двенадцать овец. Я был беден, откуда мне взять такое добро? Я испугался. И я очень боялся, что Нур-Мухамад не примет скот с такой потерей, но он оказался в добром настроении и, не посчитав, велел направить скот в загон. Я вернулся в аул в надежде продать саклю и собрать деньги, чтобы купить скот и вернуть, но мать нашел больную, а за саклю не давали и половины нужных денег. Думал, как-нибудь обойдется, у Нур-Мухамада такой авторитет… А как только закончится война, я сам предстану перед судом. Ваш любящий муж и отец Али-Булат».
Не спешила Сибхат покидать Сирбукинский район, потому как следующее письмо было адресовано местному судье Ливинду Абдуллаевичу (заслуженный артист РД Магомедшамиль Шамилов). Письмо его ошеломило: его отец Абдулла Ахмедов (звукооператор Баганд Вагабов), 30 лет назад погибший на фронте, раскрыл в письме семейную тайну. Ныне покойной своей жене, матери Ливинда, он пишет:
«Я уверен, ты простишь меня. У нашего сына есть еще старший братишка. Эта женщина живет в ауле Дибгали, где я в молодости работал пастухом и жил у нее в сакле. Она была вдовой и родила от меня сына. Ее звать Исайхала Разья, а сына назвала Хала-Бахмудом. Он старший брат нашего Ливинда. Пожалуйста, ты узнай о них, как они живут. Им, я знаю, труднее, чем тебе, помоги, чем сможешь.
Не знали братья, что их отец героически погиб: зажав в зубах концы провода, он восстановил связь с командным пунктом.
Не забрал с собой в могилу Абдулла семейную тайну, и Ливинд спустя 30 лет нашел своего старшего брата Хала-Бахмуда (артист Минатулла Гусенов).
Дальше путь Сибхат Карчига лежал в селение Кассагу, куда пришло письмо родителям Хаджи-Мурата Алибекова (артист Абдусамад Алиев) от жены солдата. В нем она пишет об их истории любви и о том, что в Саранске у них есть внук, полный тезка сына.
Спектакль завершается на позитивной ноте – семья воссоединилась спустя 30 лет.
Удивительно тонко артистам и режиссеру удалось показать тяжелые судьбы людей, передать как свою боль, так и боль героев и в то же время иронию и юмор. Многие уходили с премьеры спектакля со слезами на глазах, ведь военная тематика не может не затронуть самые потаенные струны души.
Думаю, зрители согласятся, что интрига в повести Ахмедхана Абу-Бакара настолько запутана, что, несмотря на встречающиеся подсказки, сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. Хочется отметить минимализм в декорациях, но только не в эмоциях и чувствах героев постановки. В оформлении сцены использованы лишь приглушенные темные оттенки, но неординарные и необычные герои в исполнении артистов театра заметно оживляли картину происходящего. А развязка дает возможность для дальнейших размышлений.
Закончить статью о глубокой и невероятно захватывающей работе режиссера-постановщика – заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарии Владимира Теуважукова хочу словами главной героини: «Ум мой это понимает, а сердце принять не хочет». На плечи многих война легла страшным грузом, а кого-то прижала к земле. Каждый вправе делать свои выводы из увиденного спектакля, но по задумке режиссера люди должны надеяться, верить, искать и ждать до последнего. Военную же тематику пьесы можно передать одним очень емким предложением: «Нужно бороться с врагом, чтобы не померкло наше солнце в небе». Но лучше, конечно, чтобы не было войны – нигде и никогда!