Купить PDF-версию
15:43 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
06:39 18.06.2012

Чужой среди своих

В истории дагестанской культуры, пожалуй, трудно найти личность, чьё имя было бы столь окутано мифами. Халилбек Мусаясул. Эта по сути трагическая личность принадлежала как минимум к пяти культурным традициям одновременно: иранской, дагестанской, русской, немецкой (западноевропейской) и американской. Разобраться в таком сложном синтетическом явлении достаточно непросто. И, думается, на сегодняшний день почти нереально, так как большая часть творческого наследия мастера находится за пределами Дагестана.

Творческий дар открылся в Халилбеке рано. Уже к 13-14 годам он был твердо убежден: будет художником. Учась в религиозной школе, а потом в Темир-Хан-Шуринском и Грозненском реальных училищах, он не выпускал из рук карандашей и красок. Источники сообщают, что за его увлечение учителя ругали Халилбека и называли его безбожником. Попытки подражать творческой деятельности Создателя расценивались ими как большой грех (хотя проблема изобразительности в исламской культуре решается неоднозначно). Однако негодование окружающих не могло погасить желания мальчика рисовать людей и животных. Он отважился даже на изображение пророка Мухаммада. Недавно коллекция племянников художника — Магомеда и Омара Мусаевых — пополнилась совершенно уникальной вещью — погрудным изображением пророка, написанным на тонком картоне маслом (?). Халилбеку было 14 лет. Это изображение было создано в 1911 году, когда он учился в Саратовском Боголюбовском художественно-анатомическом училище, которое окончил, сдав экзамен по «анатомии строения человеческого тела».

Надо отдать должное близким Халилбека, которые не только не запрещали ему заниматься рисованием и живописью, но и создавали ему условия для овладения необходимыми навыками. Уже в 1912 году он был определен в Тифлисское училище изящных искусств, считавшееся филиалом Петербургской академии художеств. А в 1913 году Халилбек выехал в Германию и поступил в Мюнхенскую королевскую академию художеств. В то время многие талантливые художники из России получали в Мюнхене прекрасную профессиональную выучку. Они познавали современные направления мирового художественного процесса, здесь зарождались многие модернистические и авангардистские течения.

Осенью 1914 года Халилбек вернулся в Дагестан. Он стал сотрудником журнала «Молла Насрутдин» (издавался в Баку), затем — главным художником в типографии Мавраева в Темир-Хан-Шуре, иллюстрировал (совместно с Е.Лансере) журнал «Танг-Чолпан» (1917-1918) и был членом агитационно-просветительского бюро и первым председателем сектора искусства Дагестанского обкома партии.

В 1919 году по заказу правительства основанной тогда на территории Дагестана Горской республики Халилбеком Мусаевым был выполнен ее герб в соответствии с требованиями традиционной европейской геральдики и был наполнен фигурами, которые по символике, цветовому решению, графическому исполнению отражали идеи именно кавказской республики.

Работа Халилбека в области геральдики продолжалась и тогда, когда Нухбек Тарковский попросил его составить герб шамхалов Тарковских. Удивительным образом художник умел насытить геральдическими мотивами и некоторые свои живописные произведения. В коллекции братьев Мусаевых хранится небольшое по размеру полотно (70×60) «Символика Дагестана», выставлявшееся в Метрополитен-музее США. На картине изображены воины-всадники со знаменами периода Кавказской войны. Здесь художник продемонстрировал прекрасное знание истории края, фольклора, быта и обычаев своего народа.

 Период с 1914 по 1920-й гг. был ознаменован тем, что Халилбек Мусаясул пристально вглядывался в окружающую и стремительно меняющуюся жизнь дагестанцев. Шел процесс зрительного накопления впечатлений, образов, деталей народного быта. Поэтому произведения этих лет реалистичны, даже этнографичны. Таковы его работы: «Старик из Казикумуха», «Курд» (1916 г.), «Чохинка», «Ешар Бек из с. Чолахсу» (1916), «Портрет молодого человека», «Портрет девочки» (1916), «Портрет горянки», «Портрет пожилой женщины», «Милиционер». Работы выполнены в основном акварелью, углем, реже — маслом. В ком-то из героев его поражала внешность, тогда он пишет только лицо, стараясь передать выразительность его черт; в ком-то — красота и своеобразие костюма, тогда он изображал человека в полный рост, воспроизводя детали его облика в целом.

Однако нельзя забывать того, что, во-первых, Халилбек к тому времени был хорошо знаком с новыми модернистическими течениями в западноевропейской художественной культуре. Во-вторых, в это время в Темир-Хан-Шуре он работал бок о бок с Е.Лансере — одним из ярких представителей группы «Мир искусства». Поэтому он никак не мог избежать влияния новых тенденций на формирование его собственного стиля. В силу этого и появляются у Халилбека произведения, подобные «Охоте шах-Абаса» (1914) или «Забытая песнь Дагестана» (1917). Модный тогда ориентализм нашел в лице Халилбека приверженца, у которого восточный ген был в крови. И нет ничего удивительного в том, что его притягивали древние персидские миниатюры со свойственными им декоративизмом, нарядностью и творчество мирискуссников с их утонченным символизмом. В работе «Забытая песнь Дагестана» художник соединяет реалистичные детали пейзажа горного Дагестана с сословной красотой восточных красавиц и элементов ассиро-вавилонского искусства.

В 1921 году Халилбек с большим трудом через Азербайджан, Грузию и Турцию уезжает в Мюнхен, чтобы продолжить прерванную учебу в Королевской академии художеств. По его письмам на родину можно заключить, что учился он хорошо. После окончания в 1926 году академии Халилбек просит разрешения остаться в Германии на двухгодичную стажировку, однако получает отказ от Правительства СССР. Стремление к совершенствованию мастерства берет в нем верх, он решает остаться за рубежом вопреки запрету властей. Однако в 1927 году он сумел организовать свою выставку в Москве и Махачкале. 

В работах 30-х годов, выполненных в Германии, он обретает свой узнаваемый творческий метод, который можно назвать романтическим символизмом. Его источником была память Халилбека. Дагестан в воспоминаниях художника был той «страной последних рыцарей», в которой остались его детство и юность с их чистотой и возвышенными чувствами. Для западного зрителя Дагестан всегда оставался загадкой и великой тайной. В произведениях художника его родина предстает идеализированной, очищенной от всего суетного. Память избирательно сохранила в Халилбеке романтически-условный, эпический образ Дагестана. Это особенно ясно прослеживается в иллюстрациях к его книге «Страна последних рыцарей», где мужчины — идеал доблести, чести и отваги, а женщины — воплощение чистоты, кротости и преданности. 

Более того, часто образы дагестанок трактуются в традициях иных культур, например, христианской: «Кавказская мадонна», «Мадонна Халилбека», «Горянка», «Сон Халилбека. Полет над Родиной». 

В эти годы Халилбек много путешествует и много пишет. Особенно его привлекают страны, ландшафт которых хотя бы отдаленно напоминал родной Дагестан: Испания, Италия, Швейцария. За рубежом растет популярность, его произведения выставляют в музеях и галереях Парижа, Мадрида, Мюнхена. К сожалению, многие произведения художника этого периода не сохранились. Они погибли во время пожара, охватившего дом в Мюнхене, где жил Халилбек. Тогда же Мусаясул входит в круг выдающихся прогрессивных художников: Пикассо, Модельяни, Матисс, Рерих, дружит с Коненковым, Ладо Гудиашвили, скульптором Эрзя и др.

По всей видимости, этому способствуют изменения в его личной жизни. В Германии в 1940 г. Халилбек женится на баронессе Мелани Оливии Юлии фон Нагель – молодой, красивой и утонченной женщине. Отныне ее образ стал одним из любимейших в живописи Мусаясула. Более того, тип ее лица — удлиненного овала, с большими грустными глазами, — угадывается в портретах многих других женщин. Красота Мелани стала эталоном, с которым он постоянно соотносит даже создаваемые им образы дагестанских красавиц. После Второй мировой войны Мусаясул переезжает в США, где его творческое дарование обретает новый колорит, обогащается образная система. С этого времени в развитии портретного искусства Мусаясул начинают прослеживаться салонные черты.

Достойно восхищения, как прекрасно владел художник мастерством передачи фактурного многообразия тканей в костюмах своих героинь. Он великолепно писал кружева, бархат, мех. Он любил писать драгоценности на руках, шее, груди своих моделей. Завороженный красотой отдельных деталей, он мог одеть разных натурщиц в один и тот же костюм («Портрет женщины в шляпе» и «Женщина в белой шали»). Халилбек восхищался красотой женских рук и не боялся их писать, бесконечно варьируя их жесты («Женщина с сигаретой», «Женщина в зеленом платье», «Женщина с четками», «Портрет Мелани-Нагель-Мусаясул» и др.). При этом внимание зрителя не уводится от главного в любом портрете — от личности человека. Но как бы ни были различны изображаемые персонажи, их что-то роднит. И это «что-то» — некая потаенная грусть в глазах. Герои Халилбека — это он сам, большую часть жизни проживший вне родины и с глубокой тоской о ней.
 

Статьи из «Культура»

Тебе, поэзия, спасибо!

7
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

11
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

73
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

6
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

25
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

7
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...

Восторг детей – лучшая награда

18
Спектакли, аншлаги, аплодисменты – всё это лишь верхушка...

Махачкала: город поэтов

46
День поэзии в Дагестане дает большой выбор любителям этого вида литературного творчества...