Купить PDF-версию
02:19 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
07:54 27.10.2021

Дагестан. Взгляд из прошлого

В Сочи в выставочном центре «Наследие» КЭЦ «Моя Россия» открылась выставка Национального музея РД им. А. Тахо-Годи «Дагестан. Взгляд из прошлого». Ценная экспозиция рассказывает об истории, быте и культуре Страны гор. Здесь представлены старинные предметы быта, традиционная одежда народов Дагестана, ювелирные украшения, ковровые изделия, оружие… Каждый из экспонатов – свидетель времени.

– Наша задача – укреплять межмузейные связи, расширять границы сотрудничества. Дагестану всегда есть чем удивить даже самого искушенного зрителя. Музеи выполняют важную роль в сохранении, пополнении, изучении и представлении нашего культурного наследия. Это уже не первая выставка нашего музея в Сочи. И каждая из них вызывает большой интерес у посетителей. Это ещё одна возможность рассказать о нашей республике и привлечь в регион туристов. Тем более что Сочи – один из самых популярных городов России. Сюда приезжают гости со всего мира. И многие из них впервые узнают о Дагестане именно на нашей выставке, – говорит директор Нацмузея Пахрудин Магомедов.

Музей представляет на выставке уникальные экспонаты XVIII-XIX веков.

– В нашем музее сконцентрировано огромное культурное наследие, которое формировалось с древнейших времён, — говорит куратор выставки, главный хранитель музея Заира Кильдеева. – Историческое богатство республики мы стараемся представлять как можно большему количеству людей и регулярно организуем выставки в разных субъектах страны.

В фондах музейного объединения содержатся свыше 170 тысяч экспонатов, среди которых произведения живописи и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, этнографическая коллекция, древние рукописи, артефакты из археологических раскопок, собрание холодного и огнестрельного оружия, коллекции ювелирных изделий. Последние, кстати, вызывают у женской половины особый восторг. Гости узнают, что в Дагестане два главных аула, занимающихся изготовлением ювелирных украшений: Кубачи и Гоцатль. И у каждого изделия свой стиль, свой почерк. Работу наших мастеров путешественники сравнивали с произведениями немецких и итальянских ювелиров средневековья. Произведения, созданные дагестанскими златокузнецами, хранятся во многих музеях страны и за рубежом.

Давным-давно, когда наши горянки выходили за пределы аула, жители других селений без всяких слов понимали, откуда они родом. Костюм говорил о многом, ещё больше выдавал головной убор. А ювелирные украшения были неотъемлемой частью традиционного женского костюма, история возникновения которого также уходит в глубь веков. И когда речь заходит о национальных костюмах, надо знать, что это был не просто красивый наряд, его наделяли магическими силами. То же серебро служило защитой от дурного глаза. Золото дагестанские мастера использовали редко: по верованиям наших предков, серебро и медь отгоняют злых духов, а золото может притянуть несчастье.

Ещё один элемент костюма – обувь. И здесь мы отличились большим разнообразием, многие сегодня уже не найти. Это сейчас бежтинские сапожки – музейные экспонаты и атрибут национальной одежды, в которых выходят в свет по особым случаям, а раньше их носили круглый год и дети, и взрослые. Были они повседневные, рабочие и парадно-выходные. Легче всего вязались мужские рабочие сапожки из тугих шерстяных нитей белого цвета вперемешку с цветными со строгими рисунками. Сыну их вязала мама, а когда он женился, по традиции и тёща приносила ему в подарок пару сапог. И в приданое невесте клали несколько пар на все случаи жизни. На изготовление одной праздничной пары уходило более месяца.

Дагестан – республика умельцев, так было во все времена. Далеко за пределы аула разлетелась слава о керамическом промысле наших народов. Изделия из керамики изготавливались в селениях Кала, Джули, Сулевкент, Балхар, Испик. В Балхаре, Сулевкенте, Джули мастера делали посуду для приготовления и подачи хмельных напитков, молочных продуктов, воды, еды, изделия иного назначения — светильники — «чираги», черепицу, водопроводные трубы и так далее. Самый известный центр, до сих пор стабильно занимающийся производством керамики, это Балхар — лакское селение в Акушинском районе. В 1936 году в ауле была организована артель художественной керамики, производящая множество видов изделий. Медная посуда, по сравнению с керамической или деревянной, была более надёжной в быту и постепенно сменила керамическую, несмотря на то что стоила гораздо дороже и изготовить её было не так просто. Но так стало не сразу, не каждая семья могла позволить себе посуду из меди. Состоятельные горцы, прежде всего феодальная знать, широко пользовались медной чеканной утварью и привозной фарфоровой и фаянсовой посудой. В бедных же семьях утварь состояла главным образом из деревянных и керамических предметов. В XIX веке в Дагестане появляются привозная посуда и другие предметы домашнего обихода. Помимо прочего, в обиходе были сосуды, изготовленные из желудков мелкого рогатого скота или из кишок крупного рогатого скота.

Много вопросов у посетителей выставки вызывает кайтагская вышивка. Заира Кильдеева рассказывает, что такая имеется только в нашей республике. В ней каждый элемент – символ, знак, послание из прошлого. Они несут в себе тройное значение: рождение, создание семьи, смерть. Ими накрывали люльку младенца: девочку она наделяла красотой, мальчика – силой. Когда владелец умирал, его одежду оборачивали в полотно из кайтагской вышивки.

Ковры, паласы, сосуды, предметы обихода – всё то, без чего невозможна ни одна дагестанская сакля. Кунацкая – это важная часть дома, где принимали гостя, а гость для дагестанца – святое. И, как говорил Расул Гамзатов, не бывает гостей маленьких или больших, важных или неважных:

«Самый маленький гость для нас важен, потому что он – гость. Самый маленький гость становится почётнее самого старшего хозяина. Не спрашивая, из каких он краёв, мы встречаем гостя на пороге, ведём в передний угол поближе к огню, усаживаем на подушки. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никогда не бывает неожиданным, никогда не застаёт нас врасплох, потому что гостя мы ждём всегда, каждый день, каждый час и каждую минуту…».

Национальный музей ждёт вас на выставке, чтобы взглянуть на Дагестан из прошлого.

Статьи из «Выставки»

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

34
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Жизнь в моменте

55
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

История в картинах

235
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Планета Дагестан

14
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Планета Дагестан

759
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Снятию блокады посвящается

9
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Особенный Расул 

22
С помощью красок и карандашей особенные и слабовидящие дети попытались рассказать о том,...

История на холсте

17
Дагестан с его историей, культурой и традициями – центральная тема произведений молодой...

Со спицами и пряжей

72
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

30
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...

Та, что к солнцу поднялась!

25
Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской,...