Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 27 ноября, Пт

Махачкала

Weather Icon

«Дагестанские фанфары»

A- A+

В Махачкале в зале Кумыкского театра прошло открытие ­I Регионального фестиваля духовых оркестров «Дагестанские фанфары». Его инициатором и создателем стала Дагестанская государственная филармония при поддержке министерств культуры России и Дагестана. В приоритетных целях и задачах фестиваля – популяризация музыки, исполняемой духовыми оркестрами, привлечение внимания молодежи к игре на духовых инструментах, возрождение традиционных любительских и профессиональных оркестров.

Первый фестиваль посвящен 95-летию  выдающегося педагога, заслуженного учителя ДАССР, просветителя и общественного деятеля Владислава Петровича Селевко – основателя дагестанской  школы игры на духовых инструментах. Его ученики сегодня работают не только в школах и оркестрах нашей республики и России, но и за рубежом.

Более 40 лет Владислав Петрович работал в Махачкалинском музыкальном училище. Он окончил Саратовскую государственную консерваторию, поэтому совсем не случайно,   фестиваль открыли именно саратовские музыканты – известный в России и за рубежом коллектив Брандт Брасс ансамбль. Он играет так талантливо, что один из мировых лидеров в производстве музыкальных инструментов — фирма Yamaha — предложила этому ансамблю быть своим  официальным представителем в России. 

Проводником этой  блистательной  школы игры на духовых инструментах, которая и сегодня процветает в Саратове, в Дагестане стал В.Селевко. Он выпустил  около ста учеников, многие из них закончили консерватории в Казани, Баку, Ленинграде,  институт им. Гнесиных и др., многие стали лауреатами международных конкурсов, продолжают свою деятельность в качестве педагогов.

Главная цель организаторов фестиваля – возродить традицию духовых оркестров, которые еще несколько десятков лет назад существовали почти в каждом учреждении, – профессиональные и  любительские. Для этого нужно в первую очередь увлечь этим школьников. Поэтому на концерте в первых рядах слушателей сидели юные курсанты Первого кадетского корпуса Дагестана и воспитанники Республиканского социально – реабилитационного центра. Ребята посетили этот музыкальный вечер благодаря содействию президента Ассоциации фермерских хозяйств Дагестана Магомеда Абдурахманова.  Не исключено, что кто-то из молодых людей вдохновится и захочет учиться музыке.

Духовой оркестр – это и  внешне  очень эффектное и даже ослепительное зрелище: под софитами сверкают золотом и серебром инструменты, артисты берут дыхание, и… начинается волшебство.

Творческое кредо  Брандт Брасс ансамбля  — доказать всему миру, что на медных духовых можно сыграть любую музыку. И поразительно, как в одной программе уживаются абсолютно не совместимые ни  с  какой точки зрения произведения: академическая классика, джаз, народные мелодии. По всей видимости, такая удивительная органичность возможна только в случае высокого профессионализма, квалификации музыкантов  и благодаря величайшей самоиронии, на которую имеют право только настоящие мастера.  Судите сами, как могут соседствовать  виртуознейше исполненная Токката  и фуга ре-минор Баха, а вслед за ней совсем шуточная, я бы даже сказала шутовская, пьеса «Романс лягушки», в которой руководитель ансамбля Олег Абрамов очень реалистично изображает лягушачье кваканье. Брасс — десятка в своих выступлениях активно использует великолепные имитационные возможности духовых инструментов.  Оркестр звучит как настоящий орган, исполняя Баха, а в попурри на русские народные мелодии явственно слышатся богатые переливы гармони и сыпучий перебор балалаечных струн.

Отдельное спасибо брандтбрассовцам за композицию  «Портрет»,  написанную по лучшим произведениям Джорджа Гершвина.  Для слушателей  это не только портрет композитора, но и лучшее отражение эпохи джаза и свинга — времени, когда медные духовые инструменты стали лидирующими, именно они выражали самые передовые настроения и открытия музыкального искусства 30- х годов прошлого столетия. Что как не музыка способна передать почти век спустя лихую атмосферу  американских кабаре – подпольных  увеселительных заведений  времен «сухого закона», гангстерские драмы и просто ритмы  души обычного американца, жившего в эру Великой депрессии.

Для Брандт Брасс ансамбля нынешний сезон – юбилейный,  десятый по счету. А концерт в Махачкале  —  третий по счету. Для каждого приезда оркестр готовит новую программу, включая в свое выступление  и уже знакомые нашим слушателям произведения, которые уже  стали визитной карточкой ансамбля.

В этом году брасс — десятка приехала с расширенным составом инструментов: духовая компания усилена новым флюгельгорном, еще одной трубой – пикколо, кларнетом. Все это дает как можно  больше возможностей тембрально разнообразить репертуар оркестра. И для него сегодня  с большим удовольствием пишут произведения современные композиторы не только нашей страны, но и Америки, европейских стран. Например, сейчас музыканты с нетерпением ждут ноты трех новых пьес от композитора из Гватемалы.

На музыкальном вечере со словами благодарности выступила  дочь Владислава Селевко – Людмила Никита, известный педагог. Она поблагодарила всех за то, что почтили память ее отца,  выразила надежду, что времена, когда духовые оркестры звучали по всему городу,  еще вернутся. Самые добрые слова почтения о Владиславе Петровиче прозвучали и от ведущей вечера — музыковеда Ирины Нахтигаль, которая тоже была его ученицей. Она говорила о его замечательных человеческих качествах, о том, что эрудиция его была безбрежной, речь абсолютно литературной, он был настоящим  интеллигентом и казался  аристократом. Мы  должны помнить тех людей, которые создавали дагестанскую профессиональную музыкальную культуру.  

 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»