Купить PDF-версию
19:07 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
02:18 18.10.2018

Дочь степи

Насипхан Суюнова
Выпуск - 2018 № 275
581

В ее творчестве отчетливо выразился весь драматизм переходного этапа в отечественной и национальной истории. Если Гамзат Аджигельдиев после тщетных попыток постичь логику современной ему действительности выбрал «одиночество свободного человека», уйдя от мира, то она выбирает другой путь - идет к миру. Этот путь уготовил ей душевное смятение, повлекшее за собой переоценку ценностей, уточнение критериев нравственности и, как следствие, драму ее творческого сознания.

Кадрия Темирбулатова рано покинула этот мир, прожив всего 29 лет, но при этом успела встать в немногочисленный ряд талантливых ногайских поэтов. К сожалению, творчество поэтессы не исследовано, хотя ее поэзия высоко оценена современниками – К. Кулиевым, Р. Гамзатовым, К. Султановым, В. Дементьевым.

Вычертить творческую траекторию такого художника, как Кадрия, трудно. Представление о том, что ее искусство развивалось от низшей ступени к высшей, по меньшей мере неточно. Она – автор раннего стихотворения «Эсте сакла» («Помни») и гораздо более позднего цикла «Пашман йыры» («Грустная песня»), поэтому правильнее было бы говорить о ее постоянном самоуглублении.

Формирование мировоззрения и творческого мирочувствия Кадрии происходило в ногайском ауле Терекли-Мектеб. Она родилась 14 декабря 1948 года в семье чабана Оразбая Темирбулатова. В отцовском доме, в родной юрте под влиянием бабушки Бийке, настоящего знатока ногайского фольклора, а также дяди – исполнителя старинных ногайских песен – формировалась система ценностей, ставшая для нее нравственным кодексом.

Ее поэзии свойственна гражданственность, но не та, что сводится к воспеванию символов (герба, флага, гимна), а неразрывная в ее понимании с ответственностью человека за все происходящее в его доме, стране и шире – на планете. Своей художнической задачей поэтесса считает необходимость постоянно бередить и тревожить эту струну ответственности в соплеменниках, таким образом овладевая правом считаться лирическим голосом своего народа, правом говорить от его имени:

Народ мой, твой голос,
чистый, как роса,
В моих жилах, в крови моей.
(«Моему народу»)

Патриотическая поэзия Кадрии национальна, будущее своего народа она видит в неразрывной связи с его истоками, национальными корнями. И себя, и свою поэтическую судьбу, настоящую и будущую, она не отделяет от судьбы народа, связывает с землей, где родилась, выросла и стала тем, кем ее впоследствии признали:

Не мной написаны мои стихи, моим народом.
Слезы его горя и слезы его счастья
Впитывало мое перо,
чтобы начертать эти строки.
(«Три дня в Терекли»)

Замкнутый национальный мир (Терекли-Мектеб, Махачкала) давал возможность юной Кадрии рассмотреть предметы с близкого расстояния. В основе ее первого поэтического опыта – ранней лирики – биографический материал «Аьемге» («Бабушке»), «Эске алсам» («Воспоминание»), «Авылда» («В ауле») и др. Но для расширения тематического диапазона творчества, охвата бытия своего народа в его разно­образии и совокупности нужно было перейти границу малой родины, набраться воли и перешагнуть за пределы родной степи, которую поэтесса называет «кумлы тастар шоьллигим» («степь – как тастар»). Предстояло поместить этот «тастар» в иные масштабы, чтобы осмыслить родину – реальную и поэтическую – в историческом и современном контексте. Для этого необходимо было увидеть свой микромир в отстранении, то есть с такой точки, которая позволила бы поэтессе охватить общее, существенное, отрешиться от частного, локального и сиюминутного. Таким поворотом стало поступление Кадрии в 1969 году (после трех лет обучения в Дагестанском пединституте) в Литературный институт им. Горького.

Знакомство с поэтами-переводчиками Я. Козловским, Н. Гребневым, Т. Кузовлевой, публикации на страницах еженедельника «Литературная Россия», в журнале «Юность», творческое общение со студентами из разных республик Советского Союза, в частности, с будущими казахскими литераторами А. Нысаналиным, Ш. Сариевым, М. Кабанбаевым, а также внимание к творчеству Кадрии Олжаса Сулейменова способствовали желанию поэтессы впредь рассматривать родную культуру в широком контексте культур генетически близких народов. Обнаруженные ею в библиотеке им. Ленина экземпляры книг ногайских просветителей начала ХХ века А.-Х. Джанибекова, М. Курманалиева,  Б. Абдулина, посещение подмосковного Архангельского музея-усадьбы потомков ногайского мурзы Юсупа стали поводом для углубленного изучения духовной культуры ногайцев, пристального внимания к игнорировавшимся в официальной эстетике ценностям различных эпох на всей ее многовековой протяженности. Расширяется круг тем, преодолевается региональность поэтического сознания и духовный герметизм. Сложные впечатления бытия, раздумья о смысле жизни, о человеческих взаимоотношениях, назначении поэта и поэзии, о любви, увековеченной поэтессой в образе ногайской степи, в образе матери – все это постепенно сложилось для Кадрии в некую эмоционально-философскую систему. Как к наилучшей форме выражения своих «гражданских тревог» и «тревог сердца» она обращается к лирике. Именно этот жанр сполна позволил поэтессе не только выразить свои эмоции, но и дать собственную модель мира.

Похожие

Изысканная и вечная

140
Великий итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи о поэзии говорил как о «живописи,...

Он прославил Дагестан

505
– Вот мои книги, – показывал на своих односельчан поэт, – у них в голове записаны все песни,...

«Дело поэта – гордое дело»

138
Ежегодно 18 мая народы многонационального Дагестана отмечают день рождения Сулеймана...

Ее поэзия заставляет задуматься

151
Кадрия… Вы слышите звучное, красивое имя. В ее имени...

Поэт-политэкономист

35
Среди поэм Расула Гамзатова особое место занимает поэма «Последняя цена». Написана она 40 лет...

В главных ролях – молодые поэты

26
Творчески одаренные и талантливые люди давно научились...

Посвятили Расулу Гамзатову

66
Работники районной библиотеки организовали выставку произведений Расула Гамзатова. Там же...

Вспоминая Поэта

27
Объять необъятное – так выглядят все попытки сказать что-либо о Расуле Гамзатове. Мне...

Соприкосновение душ

121
Творчество народной поэтессы Дагестана Ханбиче Хаметовой давно стало общественным...

Музыка слова, связавшая нас

50
Литературной столицей России по праву считается Москва. В то же время, наряду с Белокаменной,...

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

4
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

3
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

5
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

55
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

27
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

117
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

5
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

45
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...