«Дорожите временем»
Уроженка знаменитого села златокузнецов Кубачи Манаба Магомедова cтала первой женщиной Дагестана, посвятившей себя ювелирному делу, овладев мастерством обработки металла. Традиции дагестанских, кавказских и российских мастеров оживают в искусстве Манабы, отражая национальный колорит, и вызывают неподдельный восторг почитателей её таланта.
О заслуженном художнике России, народном художнике Дагестана Манабе Магомедовой можно говорить много. Её творчеству посвящены книги, статьи, фильмы; её произведения хранятся в лучших музеях России и зарубежья и дышат любовью к родине, к родному краю.
Мне довелось побеседовать с живой легендой дагестанского прикладного искусства.
В ее доме есть большой портрет молодой Манабы в национальном кубачинском наряде, написанный известной грузинской портретисткой Кето Магалашвили. На стенах — картины, глиняные тарелки. Здесь же ювелирные изделия необычайной красоты. И каждое произведение искусства – творение рук членов семьи Манабы.
Начала она рассказ об истории создания люстр, что украшают Большой зал Русского театра.
— Грузинский архитектор Русского драматического театра в Махачкале Котэ Чхеидзе предложил мне сделать люстры только что построенного театра. А началось все с того, что я была членом грузинской комиссии прикладного искусства. К. Чхеидзе вынес на рассмотрение комиссии проект театра, который хотел построить в Кутаиси. Но комиссия сочла здание грубоватым и решила, что проект надо доработать. Но я предложила Котэ осуществить проект театра в Дагестане, потому что, на мой взгляд, он как раз вписывался в дагестанский горный пейзаж. Само здание тоже похоже на большую гору. И Москва дала разрешение на его строительство в Махачкале. А люстры делать попросили меня, чтобы чувствовался дух дагестанского народа. В люстрах сочетаются старинный дагестанский орнамент с современными элементами.
— Вам кто-то помогал?
— Это плод двухгодичного труда нашей семьи. Мы работали вместе с мужем Кадыром Изабакаровым и младшей дочерью Лейлой.
— Работа трудная?
— Когда работаешь для своего народа, трудности не чувствуешь.
— Вы всегда работаете без устали, или бывает, что хочется все бросить?
— Бросить? Такого не помню. Я смотрю на нашу молодежь: она очень слабая в труде. Всю жизнь, с ранней молодости, я работала по 16 часов в день. Сейчас сама с собой веду борьбу, потому что работать хочется, а физических сил нет: глаза уже не те, руки стали слабее.
— Заниматься любимым делом всю жизнь – это, наверное, большое счастье.
— Найти себя в жизни — это главное. С каждым годом, с каждой новой работой совершенствуешься в профессии, приобретаешь опыт. Я с малых лет полюбила прикладное искусство.
Это дело нашего рода. И даже теперь, на склоне лет, считаю, что не достигла профессионального уровня своего отца. Он был гравером, рано умер. В ювелирном искусстве 28 техник.
Он владел всеми. Если их не изучишь, то не сможешь до конца реализовать свой творческий замысел. Поэтому я тоже изучила все техники со своими учителями, известными дагестанскими и грузинскими художниками. Без их помощи мне, конечно же, было бы тяжело. Я благодарна Богу за таких учителей. Но основное – это, конечно же, упорный, неустанный труд и стремление к заветной цели.
— Есть ученики, которыми Вы можете гордиться?
— Есть, конечно. Они в основном в Грузии, где я преподавала. Но и дагестанские молодые прикладники приходят за советом, за помощью. Это огромная радость и удовлетворение, когда ты можешь научить другого тому, чему годами учился сам. Необходимо что-то оставить после себя молодому поколению.
— Вы можете сказать, что являетесь профессионалом своего дела и больше учиться нечему?
— В искусстве нет совершенства. Никто не может сказать, что он достиг вершины, за которой уже нет ничего нового и интересного. Мне 80 лет, и я до сих пор ищу что-то неизведанное, соответствующее времени. И, знаете, чем больше лет за плечами, тем критичнее относишься к себе, к своей работе. Даже страх какой-то появляется. Чем больше опыта, тем больше страха перед тем, как зритель примет твои работы, как оценит молодежь. Каждая выставка — это волнение, переживание.
— В Ваших работах сочетается дагестанское и грузинское искусство. Что для Вас Грузия?
— Родина. Так же, как и Дагестан. Думаю, счастлив тот, кто имеет две родины.
— Как Вам удавалось сочетать семью и любимую профессию, учитывая, сколько времени и сил занимает труд прикладника?
— Конечно, непросто. Мне очень помогала моя мама: вела хозяйство, смотрела за детьми. И муж всегда понимал и шел навстречу. И все же было нелегко.
— А если положить на чашу весов семью и любимую работу, чему бы Вы отдали предпочтение?
— Знаете, они равноценны. И то, и другое необходимо как воздух. Когда работаешь творчески, то вынашиваешь идею, днями и ночами думаешь, как будешь создавать новое произведение, живешь этим. И семьей живешь, она тоже является неотъемлемой частью твоей жизни.
— А были моменты, когда уставали, что-то не получалось, и опускались руки?
— Не получалось часто. Без этого учебы не бывает. Но я всегда любила свою работу — дело моей жизни — и всегда выполняла ее с большим удовольствием и воодушевлением. Я желаю молодежи не терять ни минуты в жизни, потому что это время уже не вернешь. Такое ощущение, будто только вчера я была молоденькой девчушкой, плавала в Куре, а на самом деле позади — целая жизнь. Поэтому надо трудиться, проводить с пользой каждый час, каждый прожитый день. Ведь драгоценные минуты жизни уходят безвозвратно.