Купить PDF-версию
13:08 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:06 12.01.2018

Древний дербент в миллионах узлов

«Все вместе походило, одним словом, на огромного удава, который под чешуей домов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зубчатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море». Так описал древний Дербент декабрист А. Бестужев-Марлинский, сосланный в город в начале XIX века. С тех пор Дербент сильно изменился, и поэтический образ воплотился в уникальном ковре, который создали мастерицы Южного Дагестана.

Сообщение о том, что в городе Дагестанские Огни соткан самый большой ковер ручной работы в России, в дагестанском сегменте социальных сетей сразу же набрало сотни лайков и стало одним из обсуждаемых.

Размеры ковра поражают — 6,3 метра в длину и 4 метра в ширину. На нем изображен древний Дербент по мотивам гравюры русского живописца и военного топографа Гаврилы Сергеева, побывавшего в городе в 1796 году. Художники Серажетдин Улаев и Сабир Шихов «раскрасили» известное произведение и разработали техническую схему будущего ковра. По ней-то и работали более года 8 умелых ковровщиц, специализирующихся на этом ремесле не одно десятилетие.

В итоге на свет появился ковер высочайшего качества и художественного исполнения площадью 25,2 квадратных метра, в котором сосредоточено более 5 млн узлов. Плотность ковра — 46 узлов на квадратный дециметр, весит изделие более 70 килограммов! Ковер-гигант создатели решили назвать «Аль-Абваб» (от Баб-аль-Абваб, арабского названия города Дербента, переводящегося как Ворота ворот).

Размеры ковра – 6,3 м в длину и 4 м в ширину, площадь 25, 2 кв. м, в нем 5 млн узлов. Весит изделие более 70 килограммов. Плотность ковра – 46 узлов на квадратный дециметр

На территории современной России никто ничего подобного не делал. Поэтому коллеги из редакции газеты «Дагестанские Огни» сегодня добиваются того, чтобы работу наших земляков официально признали и внесли в российскую Книгу рекордов Гиннесса.

— Идея создать ковер возникла неожиданно и спонтанно, — вспоминает Сабир Шихов. – Сидели мы как-то вдвоем, я и мой давний друг, художник Серажетдин Улаев у него в мастерской, перелистывая книги с гравюрами нашего древнего города. И в голову пришла мысль: «Вот бы на основе этих работ написать живописное полотно маслом». Прикинули, как это будет выглядеть, пофантазировали и… благополучно забыли. Прошло время. Дербент готовился к празднованию 2000-летия. Однажды мы зашли в гости к директору музейного комплекса «Нарын-Кала» Али Ибрагимову. Заговорили о том, чем сможем мы – творческие люди — удивить народ в день праздника. И тут я вспомнил о нашем тогдашнем замысле. Али всецело поддержал идею, но предложил более интересный вариант ее воплощения – перенести рисунок на ковер.

В течение нескольких месяцев Сабир и Серажетдин вели подготовительную работу — разрабатывали цветовую палитру, заказали огромный станок, соответствующий длине ковра, оборудовали цех, закупили нужное количество пряжи всех оттенков для будущего изделия и, самое главное, подбирали команду опытных ковровщиц-мастериц.

— Я много лет занимаюсь реализацией ковров, поэтому хорошо знаком со многими мастерицами Юждага, – рассказывает Сабир Шихов. – Но пришлось очень долго искать тех, кто решился бы взяться за эту работу. Как только женщины узнавали, с чем им предстоит иметь дело, тут же отказывались. Но некоторые все же отважились, и надо отдать должное этим замечательным мастерицам, несмотря на то, что дома у них было немало своих забот, они ответственно подошли к работе, порой засиживались у станка до полуночи и довели дело до конца. Женщины, к моему удивлению, не возмущались. Они понимали, что мы должны успеть в срок, иначе весь труд — насмарку. В итоге наш ковер занял почетное место в праздничной экспозиции, развернувшейся по случаю юбилея непосредственно в крепости Нарын-Кала.

Позже уникальный ковер отправился на Дни дагестанской культуры в Баку и стал там центром экспозиции. Был «Аль-Абваб» в центре внимания в Государственном историческом музее страны на Красной площади, где экспонировался в течение месяца. К слову, там его приметил состоятельный коллекционер, который оценил ковер в 10 миллионов рублей. Тем не менее ковер все же вернулся на родину и сейчас находится в Дербенте, являясь гордостью коллекции Сабира Шихова. Как говорит художник, если найдется ценитель, понимающий, какое неповторимое это произведение искусства, он готов попрощаться с ковром-картиной.

А вообще было бы замечательно, если бы «Аль-Абваб» приобрел какой-нибудь крупный музей страны или мира. Ведь это часть истории, экспонат, который – не побоюсь этого слова – станет украшением любой этнической экспозиции. Надеюсь, так и произойдет, и наш ковер – частичку культуры Дагестана – увидят далеко за пределами республики.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

5
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

8
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

36
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...