Купить PDF-версию
17:31 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:57 30.03.2017

Древность, ожившая в «цифре»

Перед нами – стильный черный аппарат, похожий на ушедший в прошлое фотоувеличитель из домашних фотомастерских. В лаборатории гаснет свет, на согнутую под углом (что позволяет избежать повреждений переплета) подставку аппарата кладут книгу. На листы опускается стекло. Затем сотрудник ногой нажимает на кушетку (специальный выключатель), и два фотоаппарата с разных сторон делают снимки страниц. Видно всё, вплоть до прожилок на бумаге. Каждый снимок весит более 40 Мб (для сравнения: обычное фото – 2-3 Мб).

Раньше весь оцифрованный материал хранился на переносных жестких дисках и на DVD. По мере заполнения их отвози­ли в другое здание, чтобы в случае пожара (если оригиналы рукописей будут утеряны) копии сохранились. Создание цифровых копий стало уже общемировой практикой, к которой подключились большие хранилища вроде Британской библиотеки и Библиотеки Конгресса США, других известных мировых сокровищниц.

С сентября 2015 года фонд Зиявудина Магомедова «Пери» реализует международную программу «Культурное наследие 2.0», направленную на сохранение уникальных образцов культурного наследия с помощью современных технологий. Одно из направлений программы – создание цифрового архива восточных рукописей на базе архивов Института истории, археологии и этнографии (ИИАЭ) ДНЦ РАН и частных коллекций. Планируется, что уже в начале следующего года часть оцифрованного архива станет доступна в сети Интернет для широкого круга исследователей.

Программа реализуется в партнерстве с Factum Foundation (Испания) и Джума Аль Маджид (Объединённые Aрабские Эмираты). На прошлой неделе в ходе встречи в ИИАЭ ДНЦ РАН инженер Фонда «Factum» Энрике Эстебан и менеджер программы Ева Розенталь продемонстрировали журналистам оборудование для оцифровки и рассказали, что после его настройки сотрудники Института смогут приступить к созданию копий восточных рукописей.

В ближайшем будущем благодаря поддержке фонда «Пери» появится возможность хранить копии на удаленных серверах в любой точке мира, что даст больше гарантий их сохранности за счет дублирования. Отдельная статья расходов – обеспечить доступ к гигантскому архиву через Интернет. Не каждое оцифрованное хранилище Европы может себе это позволить.

И это только начало. Следующие этапы программы – создание уникальной лаборатории по консервации и восстановлению древних памятников письменной культуры, сохранение ценных образцов культурного наследия с использованием современных технологий фотограмметрии и 3D-сканирования. В 2015 году в селении Кала-Корейш (Дахадаевский район) были проведены работы по созданию 3D-модели древнего мусульманского поселения, практически не исследованного учеными из-за его труднодоступности.

Известно, что в частных и общественных коллекциях на территории республики хранится более 40 тысяч рукописей. Нужно перевести их в «цифру», чтобы сохранить для потомков. Ведь это только у Булгакова в «Мастере и Маргарите» рукописи не горят, а в реальности горят, да еще как!

Процесс создания цифровых копий в Институте идет уже 5 лет, за это время оцифрована 521 рукопись. Новый фотографический сканер, презентованный фондом «Пери», не имеет аналогов в мире и позволяет ускорить эту работу, получать снимки разрешением 800 dpi, что существенно превышает возможности имеющегося в ИИАЭ ДНЦ РАН оборудования. В течение 2017 года Институт получит еще один сканер подобного образца, а также мобильный аппарат, позволяющий производить оцифровку в любых условиях, например, высоко в горах, в труднодоступной местности. При этом Фонд делает акцент на том, чтобы привлекать к работе дагестанских специалистов, повышать их уровень – если требуется, а сама работа должна быть сделана по примеру лучших мировых образцов.

DSCN0401.jpg

По словам врио директора ИИАЭ ДНЦ РАН Махача Мусаева, Институт не собирается ограничиваться своим фондом. Известно, что в частных и общественных коллекциях на территории республики хранится более 40 тысяч рукописей. Нужно перевести их в «цифру», чтобы сохранить для потомков. Ведь это только у Булгакова в «Мастере и Маргарите» рукописи не горят, а в реальности горят, да еще как! Взять хотя бы пожар 2015 года в библиотеке ИНИОН РАН в Москве, когда в огне погибло более 5 миллионов экземпляров изданий по общественным наукам. Вспомним также мечеть в селении Кара-Кюре (Докузпаринский район), сгоревшую вместе с коллекцией рукописей, мечеть в селении Балахани (Унцукульский район). «Частные коллекции и общественные (мечети, медресе) будут оцифровываться бесплатно по желанию их владельцев», – отметил Мусаев.

Коллекция дагестанских восточных рукописей собиралась в ДНЦ РАН с 60-х годов XX века. Сейчас в ней более 3 тысяч рукописей и более 7 тысяч документов. Рукописный фонд ИИАЭ содержит самое большое на Северном Кавказе и одно из самых больших в России собраний восточных рукописей, старопечатных книг и архивных документов на арабском, турецком, персидском языках и языках народов Дагестана. Рукописи относятся к истории и культуре мусульманских народов Кавказа, Поволжья, Средней Азии и стран Ближнего Востока. Здесь хранятся сочинения дагестанцев на языках народов Страны гор, написанные арабской графикой, оригиналы исторических сочинений, ценные тем, что они лишены поправок и дополнений переписчиков (например, «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» Мухаммеда Тахира ал-Карахи). Самая древняя рукопись датируется 1009 годом, самые поздние – 20-30-ми годами XX века, когда еще по инерции их переписывали на арабском. Некоторые из этих произведений в единственном экземпляре, как, например, сочинение дербентского ученого ад-Дарбанди, написанное тысячу лет назад. Их оцифровка – безусловный вклад в мировое культурное наследие.

Средневековая арабо-мусульманская культура – это не только религия, но и математика, астрономия, медицина, биология, причем самые передовые на тот момент в мире. И становится понятно, почему фонд одного из дагестанских олигархов вкладывается в «пожелтевшие бумажки» и какой интерес они могут представлять для исследователей всего мира, если на этих манускриптах – сочинения арабских Абеляров, Аквинских и Паскалей.

По словам Махача Мусаева, если сейчас в Дагестане только 20-30 человек занимаются научным изучением рукописного наследия, то благодаря открытому доступу к манускриптам богатство нашей республики станет достоянием мирового научного сообщества, а Дагестан и его роль в интеллектуальной истории Востока будут оценены по достоинству.

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

5
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

21
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

36
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...