Купить PDF-версию
10:56 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
22:34 19.06.2017

Джаз – работа круглосуточная

- Помню, как наш оркестр Московского театра эстрады, где я работал, будучи студентом второго курса Гнесинки, сопровождал японский женский шоу-балет в его гастролях в Москве, Ленинграде, Киеве. Дело ответственное. Такого ревю у нас в стране еще не было.

— Извините, Магомед Абакарович, что я перебиваю вас. Я тогда в Киеве видела выступление этого чисто женского коллектива численностью более ста девушек-красавиц. Вопреки нашим представлениям, что японки маленькие, коротконогие, в этом ансамбле танцовщицы были все высокие, стройные, стильные красавицы из Токио, одетые во фраки. Их выступление перевернуло наше понимание о балете, воспитанное  на классической хореографии. Это было необычайно красочное ревю современного балета. Удивляли тогда и условия контракта для девушек-участниц ревю: не выходить замуж, не иметь детей, о чем рассказывал вместо обычной для нас программы концерта со вкусом сделанный многостраничный каталог об этом уникальном по тем временам коллективе.

— Вот этот балет и сопровождал наш оркестр, — продолжал Магомед Абакарович. – Минут за 15 до начала представления приехал кассир для раздачи нам зарплаты. Все ринулись за кулисы. Шоу началось, а в оркестровой яме – никого, только я и еще один музыкант: мы к тому времени деньги уже получили. Дирижер, ослепленный софитами, не видел, что за пюпитрами  — никого, взмахнул палочкой. Мой коллега рванулся к ксилофону, начал что-то там изображать. Балет танцует, дирижер слышит обедненное звучание, выглянул из-под руки на пустые стулья музыкантов и… обомлел — оркестрантов не было. И только спустя долгие минуты музыканты один за другим заняли свои места в оркестре, и шоу полновесно продолжилось. Так что  работа музыкантов — это не только тяжелый, кропотливый труд, о чем мы с вами говорили, но и забавные истории, курьезные, форс-мажорные случаи на грани фола.

Мой сегодняшний собеседник — заслуженный деятель искусств, народный артист Дагестана, дирижер эстрадно-духового оркестра Магомед  Абакарович Абакаров — 22 года руководит этой важной составляющей культурной жизни республики. 

Многие обыватели путают понятия «режиссер» и «дирижер». Так вот: режиссер – постановщик драматических спектаклей, масштабных праздников, различных шоу, фестивалей,  дирижер управляет оркестром, хором с помощью специальных жестов, мимики. Оба слова происходят от французского «управлять», и людей этих профессий роднит возможность художественного истолкования сочинений, где отражаются особенности личности – в зависимости от школы, стиля, направления, в которых они работают, художественного вкуса. Обе профессии требуют напряженной работы, большой творческой отдачи.

Вот об этом наш разговор с Магомедом Абакаровым, до тонкостей знающим свою профессию, работавшим после окончания ныне Московской академии музыки им. Гнесиных по классу тромбона в самом востребованном в свое время оркестре театра оперетты в Москве. Именно этому коллективу доверяли музыкальное сопровождение концертов зарубежных гастролеров по стране – он свободно играл музыку разных стилей, в отличие от других оркестров.

Хорошую школу в исполнении джазовых произведений

М. Абакаров прошел и работая в самых крупных тогда ресторанах в Москве – «Пекин», «Советский», где играли не на слух. Дважды гастролировал с американцем, любимцем советской публики Дином Ридом. Преподавал в музыкальном училище и играл в джаз-оркестре в Мурманске. Работал в родном Буйнакске в оркестре Комитета Дагестанского радио,  был художественным руководителем Даггосфилармонии, воспитал не один десяток музыкантов. Так что  музыкант он, что называется, бывалый, с хорошими знаниями и навыками, профессионал высокого класса.

Коллектив эстрадно-симфонического оркестра, широко известный в республике, которым

М. Абакаров руководил многие годы, претерпел изменения, поменял музыкальное направление, количественный состав, сократив его численность наполовину.

— Сейчас в оркестре двадцать музыкантов, десять из них с консерваторским образованием. Но так как теперь мы эстрадно-духовой коллектив, хотелось бы профессиональных духовиков, джазистов иметь больше. Их в республике не хватает, потому что кадры редеют, а пополнения нет. Родители не ориентируют своих детей на эту специальность ввиду малых заработков во взрослой жизни. Вот была бы в Махачкале своя консерватория, можно было бы растить музыкантов исходя из потребностей. А так приходится обучать специфике джаза оркестрантов, которые воспитаны в училище, консерватории на классике, а это совсем другая школа.

— А если подробнее.

— Это другая манера игры на инструменте, другие стиль, музыкальные ударения, иные извлечения звука, ощущения времени, важно для джаза и умение импровизировать… Тому, кто не обучен джазовой школе, приходилось определенным образом ломать себя, хотя, может быть, это жестоко звучит. Но результаты этой работы есть. Мы достигли такого уровня, что гастролирующим по-настоящему джазменам достаточно одной репетиции, чтобы достойно провести концерт.

— Я не раз была свидетелем, когда приезжие, настоящие джаз-вокалисты из-за рубежа благодарили коллектив оркестра и лично вас за удовольствие работать с вашими музыкантами на сцене.

— Да, мы выступали с американскими, немецкими джазистами Джемми Дэвис, Деборой Дэвисли, Мак Вильям. Особенно приятно было работать с Диан Противи, простой, общительной, улыбчивой певицей, с которой легко находили музыкальные решения, со сложной по характеру Паулетой из США… Давно сотрудничаем с Лизой Кабаевой – мастером джазового пения из Ростова-на-Дону. Наш зритель с удовольствием ходит на ее концерты в Махачкале. Заполняли зал Даггосфилармонии и концерты дагестанских исполнителей – Татьяны Даниевой, Минаи Пенжалиевой, Джамили Гамзатовой, Мухсина Камалова и других.

— А где берете нотную литературу?

— С этим проблемы. Выручает компьютер. Но он выдает лишь партитуру произведений. Расписывать ее на отдельные инструменты приходится самому. Это весьма кропотливая работа. Я встаю в 5 часов утра, сажусь за компьютер и с перерывами пишу аранжировки до 5 часов после полудня. В 5 часов у нас репетиция. Так что джаз – работа круглосуточная.

— Что сейчас в работе оркестра?

— Готовим концерт молодой вокалистки, бывшей студентки Махачкалинского музыкального училища, вернувшейся на родину после окончания московского вуза, Хиринды Султановой; учим 20 произведений для концерта в двух отделениях московской дагестанки Халиды Абуевой; репетируем к фестивалю «Порт-Петровске ассамблеи» программу педагога Гнесинки Владислава Вальса, которая займет целое отделение концерта. 

Так что приглашаю всех дагестанцев и их гостей на наши выступления живой музыки, будет интересно.

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

1
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

1
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

1
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

25
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

116
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

44
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...