Джилихур
Название села в переводе означает равнинное село, или село на плоскости.
Само расположение села удивительным образом сочетает в себе веяния времен: старая часть села с узкими и кривыми улочками прилепилась на правой стороне речки Мюхрекчай, у подножия горы под названием «Цlайлахана», на противоположной стороне речки можно увидеть широкие улочки и аккуратно выстроенные дома. Открытая со всех сторон территория села не могла защитить сельчан от постоянных набегов более могущественных соседей, таких как, например, Цахурское ханство. Ведь именно возле нынешнего села Джилихур проходил древний торговый путь, который и поныне называется «Караванный путь». И неудивительно, что село начало бурно строиться после вхождения всего Рутульского вольного общества в подданство Российской империи. Обширные поля, расположенные на ровном, поливном месте, лес под названием «Гаша», раскинувшийся на противоположной стороне реки Кара-Самур, а также гарантия безопасности со стороны новых властей, способствовали дальнейшему росту и развитию села.
То, что Джилихур основали жители села Мюхрек, нет никаких сомнений. Многие джилихурские тухумы имеют родовые святилища в селении Мюхрек. К тому же джилихурцы говорят на том же мюхрекском диалекте рутульского села, на котором говорят жители сел Мюхрек и Цудик.
В самом раннем документальном упоминании об этом селе говорится, что в 1834 году возле хутора Чиликюрт произошла перестрелка между казикумухской милицией (на тот момент принявшей российское подданство) и жителями Рутульского вольного магала. Разумеется, при поддержке русской армии, казикумухцы одержали вверх. В последующих годах жители села Джилихур взяли пророссийскую ориентацию. И в наши дни одним из многочисленных родов – тухумов считается тухум казакар, то есть казаки. Название тухума произошло от слова казак. Так называли местных жителей поступивших на службу России, то есть отряды местной милиции.
В голодные годы Великой Отечественной войны и последующие первые послевоенные годы среди джилихурцев, в отличие от жителей многих сел Рутульского района, не получило широкого распространения отходничество. То есть подобно жителям, например, села Мюхрек, джилихурцы семьями не уходили через перевал в Северный Азербайджан на заработки (а на самом деле батрачить). Как говорят старики, в голодные годы жители села выжили благодаря «второму хлебу», то есть картофелю.
В настоящее время Джилихур один из крупных сел Рутульского района. Дома раскинулись на обоих берегах речки Мюхрекчай. С северной стороны околица села почти слилась с селом Цудик. С западной стороны расстояние между Джилихуром и селением Аран также значительно сократилось. И, возможно, в ближайшем будущем на месте сел Мюхрек, Цудик, Джилихур и Аран будет лишь один крупный населенный пункт.