Купить PDF-версию
05:19 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
08:16 14.02.2020

Единство музыки и танца

На прекрасном и безмолвном языке танца создали балетмейстер Олег Виноградов из Санкт-Петербурга и композитор Мурад Кажлаев балет «Асият», где произведение Расула Гамзатова предстало в новом качестве, сохранив очарование поэзии. Ведь Дагестан – родина горского танца – поэтического, мужественного, порою печального. Даже песни народ создавал в ритме танца.

Читатели «Дагправды» из предшествующих публикаций знают, что театр оперы и балета под руководством Олега Виноградова готовит балет «Асият» в Махачкале – на родине поэта и композитора.

И вот состоялась ожидаемая дагестанцами премьера. Весь вечер не покидало ощущение значимости того, что происходит не только на сцене, но и в театре.

Повседневная жизнь дагестанского аула соткана из разных ритмов. В самом начале действия танец чабанов, стерегущих пасущихся овечек, пронизан горными ветрами, где музыка идёт в ногу с хореографией. Музыка не аккомпанирующая, а иллюстрация действия, ведущая развитие событий, предвосхищая ситуации, монолитно прессующая дальнейший сюжет. Это и было замыслом композитора, первоочередной задачей при создании партитуры. Его музыка нарядна своей прелестью. Как, например, мелодия на пастьбе овечьей отары или лирический танец Асият, где она мечтательна, поэтична. Танцы не абстрактны, а выражают характер, внутренний мир героев. Мурад Кажлаев использует ритм как разговорный язык горцев, тем самым подчеркивает музыкальность дагестанцев. Богатая ритмика органично развивает вековые традиции народного танца Дагестана, своеобразнейшей танцевальной культуры в мире.

Танцы Олега Виноградова наполнены истинным дагестанским характером. Сложность внутреннего мира Асият дана в развитии. Вначале она девочка – прозрачна в своей чистоте, затем шаловливая школьница, мечтательная девушка, ее трогательный образ косули, горной лани трогает нежностью, потом невеста на грани отчаяния, сильная, решительная в разгар свадьбы, заявляющая о своем несогласии с законами далеких поколений, в ней сила сопротивления отжившему.

В нарастающем ритме болеро бьют барабаны на свадьбе Асият и Османа, и танцы под него создатели балета незаурядной творческой фантазией и единством стиля передают недоброе веселье, настроение тревоги, вещая о драматической напряженности в событиях. Хотя Асият на какое-то время как бы подчиняется воле отца – безвольно опущенные плечи, безропотная самоотрешенность. Но это только миг. В затаившейся под свадебным покрывалом Асият созревает решение.

Музыка и танец Османа перед невестой передают его эмоциональный накал. Он танцует, будто произносит хореографический монолог заклинания, обращенный к Асият. Но тревожный ритм барабанщиков, чьи движения грациозны и зловещи, повествует о нарастающей кульминации. Музыка достигает необычайного драматизма. В динамике прыжков, в каскаде вращений – душа порывистой и смелой Асият. Убедительно звучит протест героини, ее целеустремленность, порыв к свободе. Она срывает свадебное покрывало, которое летит к ногам Османа. Гордый дух ее достигает предела. Испуганные женщины умоляют ее не ломать привычные устои гор. Упругими шагами она уходит с собственной свадьбы, прорезая пространство сцены. Жесты, ее поступь сливаются воедино, создавая характер. Асият убегает из родного аула, от ненавистного жениха, от насилия души. Уход девушки – попрание закона гор, крушение этого мира.

Как хореографически тонко Олег Виноградов передает свадебный обряд дагестанцев! Для балетмейстера эта традиция — огромный материал, рождающий его творческую фантазию, которая им проявилась в полной мере.

В танце Олег Михайлович раскрывает не только характер, но и взаимоотношения героев. На сцене минимум объяснений вспомогательными средствами, максимум экспрессии, выразительности. Балетмейстер создает образ Османа не прямолинейно. Он не явный негодяй, а разный: живет по кодексу предков, а потому обречен на поражение. И он в этом не одинок. За ним целый ряд хранителей старины, готовых осудить каждого, кто посмеет возразить. И это не только отцы Асият и Османа, но и многочисленные гости свадьбы, протестующие против нового, свободного волеизъявления. Балетмейстер создает групповой портрет сельчан, которые в танце ярко негодуют и осуждают Асият, посмевшую бросить вызов вековым устоям, поработившим женщину гор.

Осман — властный, живущий по мрачным законам прошлого, нервный, мстительный, прекрасный в своей уверенной мужской хватке. Образность его пластики насыщена ястребиными движениями. Он не только самонадеян и жесток, он обладает силой воли, храбр, горд, ловок, будто огнем обожжен любовью. Когда он рухнул на колени перед Асият, унизившись, мы проникаемся к нему состраданием. Осман не только зло, но и вызывает сочувствующие человеческие эмоции по поводу отвергнутой любви. Танцевально-пластическими средствами балетмейстер наделил этого героя убедительностью в жестах, он точен и лаконичен. Осман (солист М.Гаджиев) создал портрет сверстника, и даже не возникает мысли о трудностях проникновения артиста в характер своего героя, в котором вскипает гордость горца.

О. Виноградов сочинил живые танцы, выражающие живые характеры и страсти посредством пластики тела, создал драматические картины, лирические, светлые, радостные, как в студенческой сюите, когда Асият приезжает в город на учёбу. Танец молодежи – это объединенность молодых людей не фанатизмом, не устаревшими обычаями, а желанием разделить радость, поделиться человеческим теплом, искренностью, правом быть свободным. В танце с Юношей Асият ощущает раскованность, жизнь, полную света, чувства собственного достоинства, к чему она так стремилась. Девушка в городе — это совершенно другой танец. Она парит птицей, вырываясь из оков адата. Это хореографический убедительный монолог в чистом классическом танце, полном светлой жизни, утверждения. Это её стихия. Асият всей душой тянулась к новому и предпочла умереть, но не покориться. В финале горянка погибает рвущейся ввысь, к полету, свету. Судьба красивой и волевой Асият глубоко волнует.

Дагестан – родина танца, мужественного, печального, поэтического, воздушно-прозрачного, темпераментного. В балетном спектакле Олег Виноградов создал сплав богатейшей пластики горских танцев и новых приёмов современной хореографии. Если в первых двух актах балета, где показана жизнь в горах, нет ни одной поддержки, что говорит о бережном отношении к целомудрию народа, в среде которого никто не осмелится коснуться женщины, то в сценах городской студенческой среды балетмейстер осовременивает танцы и вводит поддержки в адажио Асият с Юношей, явно симпатизирующим горянке.

Но главное в балете не любовные сцены, а борьба юной героини за право решать свою судьбу, быть свободной от обветшалых обычаев, стремление к свету, навстречу новой жизни, демонстрируя стойкость, непримиримость с подавлением личности.

Музыка Кажлаева воспринимается как исповедь человека, которому очень близки чувства героев, композитор как бы сливается с ними. Он – мастер эстрадной, джазовой, танцевальной музыки, потому партитура балета доходчива, увлекательна; ясность звучания, палитра его приемов обильна – от ритмов народного танца (а он явно испытывает любовь к чистым родникам народного творчества) до симфонических эскизов, например, в танце кунаков на свадьбе и некоторых других. Музыка балета подтверждает профессиональное мышление автора, корнями уходящее не только в национальную, но и классическую почву с присутствием восточных мотивов, она очень темпераментна в силу национального характера.

Художественное оформление спектакля, музыка, танцы образуют сплав, который определяет талантливое произведение, глубоко проникшее в национальный дух поэзии Расула Гамзатова. «Вот они живые человеческие характеры, вот они, живые натуральные горцы, а не рафинированные исполнители, – говорит о дагестанских танцовщиках Олег Виноградов, повидавший немало артистов. – Они меня заставили пересмотреть эстетику танца. А некоторые из них уникальны, таких танцоров нет ни в одном театре мира».

Ими гордится и дагестанский зритель, многократно восторгавшийся криками «Браво!» во время спектакля. Теперь, когда спешка, волнения, долгие беседы, споры балетмейстера, композитора позади, и есть единодушное принятие их сотрудничества с балетной труппой театра, хочется пожелать долгой жизни спектаклю и дальнейших совместных проектов.

Балет «Асият» — большое испытание для хореографического искусства Дагестана, которое, как показала премьера, он успешно выдержал. Постановка Олега Виноградова показала, что наш театр движется к новым рубежам. А мы, зрители, стали духовно богаче и еще больше гордимся талантами танцовщиков: К. Магомедтагировой, М.Гусейновой – исполнителями ролей Асият; М.Гаджиевым и Э.Ахмедовым — в балетных партиях Османа; М. Курбаналиевым, Р.Курбанмагомедовым, танце­вавшими отцов главных героев, выполнившими сложные акробатические трюки, головокружительные вращения на коленях, и многими другими, чьи танцы вызывали восторг и удивление, так виртуозно владевшими своим телом. А достигли они такого успеха в балете «Асият» благодаря ассистентам постановщика Герману Правоторхову, Клавдии Магомедтагировой, своим коллегам, участвующим в спектакле, художественному руководителю спектакля Наиде Абдулгамидовой. Балет стал зрелищным благодаря мастерству­ сценографа И.Супьянова, ассистента по костюмам Х.Алишевой, руководителей техническими цехами театра. Их работа была оценена зрителями.

Премьера состоялась в присутствии авторов балета Мурада Кажлаева, Олега Виноградова – народных артистов СССР, лауреатов многих международных конкурсов, с любовью к Дагестану и дагестанцам создавших первый в России балетный спектакль и показавших его на родине героев повести.

К творческому портрету создателей балета следует добавить, что в спектакле звучит музыка в записи Большого Академического концертного оркестра Гостелерадио под управлением Мурада Кажлаева: либретто, хореография, постановка, костюмы академика РАЭСИ Олега Виноградова.

Р.S. Творческую и техническую работу по созданию и постановке балета «Асият» в Дагестане Мурад Кажлаев передает безвозмездно в дар республике и дорогим его сердцу землякам-дагестанцам.

Есть мнение!

Дагестанская молодежь, особенно её мужская половина, в настоящее время мало интересуется балетом и мало что о нём знает. Таковы реалии, хотя этот вид сценического искусства очень интересен и зрелищен и, несомненно, должен быть массово распространен в нашей республике.

По моему мнению, молодежь должна интересоваться всем. Она должна стремиться к осознанию и познанию прекрасного, что её окружает. Есть жесткий спорт с боевыми единоборствами, но есть и прекрасный балет, который и радует, и восхищает своим изяществом и красотой.

Первое моё знакомство с балетом состоялось в детстве, когда я посмотрел одну из серий популярного советского мультфильма «Ну, погоди!». Помните эпизод, где волк оказался в Доме культуры и наблюдал за выступлением курочек-балерин во время спектакля «Лебединое озеро». И сегодня я любуюсь этим видом искусства, правда, только с экрана телевизора, когда транслируют известные мировые спектакли и трансляции с соревнований по фигурному катанию.

Недавно один мой знакомый рассказал, что его внучка, выступающая в местном детском балетном ансамбле, победила на одном из фестивалей в Москве. Надо было видеть, с какой гордостью он об этом говорил… Это лишний раз убедило меня в том, что наши дети должны чаще соприкасаться с искусством, которое воспитает в них любовь к прекрасному, изящному, и, возможно, именно балет поможет им выбрать правильную дорогу жизни.

Аскар Магомедов

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

2
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

4
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

8
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

77
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

26
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

8
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...