Экзаменуют жара и классика
Активная театральная жизнь столицы нашей республики уже больше месяца назад стала сходить на нет, и любители драматического искусства теперь не заполняют зрелищные залы, они сменили свои наряды на более легкомысленные и осаждают пляжи, плескаются в прогретых водах Каспия. Лето! Жара! А вот самый большой, самый молодой в республике Театр оперы и балета и в эту изнуряющую жару продолжал напряженно работать.
Директор театра, заслуженный работник культуры РД Магомед Ахмедов объяснил эту ситуацию весьма по-деловому:
— Длительный сезон — вовсе не кара за какую-то провинность коллектива. В театре сложилась деловая творческая атмосфера, накал которой не спал и в жару, когда все другие театры свернули свою активную деятельность, кто-то отдыхает, кто-то уехал на короткие гастроли в горы, а мы продолжали свои репетиции без спада и ссылок на жару. Художественный руководитель балетной труппы готовил новый спектакль «Чарли– великий маг» по его же либретто на музыку лучших произведений современных французских, итальянских и других композиторов, прочно ставших шлягерами во многих странах мира; репетировали, оттачивая мастерство исполнителей, программу «Шедевры мировой классики», которой и закроем свой десятый театральный сезон. Эту программу мы могли показать зрителю и раньше, а значит, завершить сезон, но у всех было желание не комкать выбранные художественным советом замечательные произведения композиторов на все времена, сделать свою работу достойно.
И вот этот день премьеры «Шедевры мировой классики» настал. Несмотря на знойный вечер, такая многообещающая афиша заманила в театр не только любителей хорошей музыки, но и музыкантов, композиторов, преподавателей музыкальных школ, училища, специальных кафедр университетов. Получилось, что театр держал соответствующий экзамен на зрелость, показывая такую программу. Да и цифра 10, обозначающая порядковый номер театрального сезона оперного, обязывала.
Продуманная программа концерта завораживала именами. Она была разбита на два больших блока — отделения. В первом — произведения французских и итальянских композиторов, во-втором — русских. Авторы — представители одной и той же эпохи — конца XIX-ХХ веков, но таких разных направлений и школ: Жорж Бизе, Жюль Массне, Руджеро Леонкавалло, Джузеппе Верди — из одного блока; Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Петр Чайковский, Александр Бородин — из другого. Какие величины мировой музыкальной культуры! Какими должны быть ответственность исполнителей, их профессионализм.
К тому же оперные отрывки, как оркестровые, так и вокальные, давно известны, у всех любителей музыки этого жанра на слуху в исполнении признанных мастеров, и поэтому ответственность удваивалась.
В коротком концертном исполнении одной арии надо было передать целостный образ, а не только грамотно спеть музыкальный фрагмент. Перевоплощение из лирико-романтической героини оперы «Манон» в Джильду из «Риголетто» с правдивостью душевных конфликтов удалось передать заслуженной артистке России У.Арбухановой. Психологически напряженные образы Риголетто и оттененного хором героя Томского из «Пиковой дамы» создал А.Бобин-Шмидт, тепло встреченный зрителем.
Неистощимое мелодическое богатство, свободу дыхания с ритмической энергией продемонстрировал любимец публики, народный артист Дагестана М.Камалов в каватине Алеко, где явный романтический пафос, и в противоположном по внутреннему настрою сложном вокальном речетативе и арии Грязнова из «Царской невесты». А как замечательно прозвучала сцена письма Татьяны из «Евгения Онегина» в исполнении заслуженной артистки РД, солистки театра С.Мусаевой.
Театр мужает, крепнет и «Шедевры мировой классики» ему по плечу. Этот концерт показал жизнеспособность оперного театра в Дагестане. И если все другие подобные театры в стране на сложные произведения приглашают мастеров-солистов, дирижеров, режиссеров из других, более именитых театров, то в Махачкале обходятся своими силами, карабкаются по горным склонам к вершинам оперного искусства, но главное — не топчутся на месте, а поступательно движутся вперед, вопреки всем обстоятельствам и трудностям из-за отсутствия собственного здания, оперных режиссеров, многих инструменталистов в оркестре и вокалистов.
Работоспособность коллектива в этом сезоне, его административного и творческого руководства в лице художественных руководителей театра и балетной группы заслуженного деятеля искусств РФ М.Гусейнова, заслуженного артиста РФ М.Оздоева, дирижера и хормейстера- заслуженных деятелей искусств РД Н.Шахбазова, Н.Керимхановой позволяют с уверенностью вступить в одиннадцатый сезон Театра оперы и балета. Театральную осень он откроет новым балетом и программой «Шедевры мировой классики» — серьезной заявкой на зрелость.