Это вечно молодое искусство
Когда заходит речь о музеях Дагестана, мало кто вспоминает о Музее истории театров республики. А между тем сохранение истории театрального искусства является неотъемлемой потребностью любой национальной культуры. Театральные музеи Москвы, Санкт-Петербурга – это не только собиратели экспонатов, но и крупные научные, культурные и образовательные центры, где демонстрируются подлинные вещественные и документальные материалы, отражающие различное время и жанры театрального искусства. А как у нас, в Махачкале?
В беседе с руководителем музея Лилией Гасановной Джамалутдиновой стало известно, что это учреждение культуры официально было открыто в 1990 году. Но решение его создать созрело за 6 лет до этого, когда торжественно ввели в строй новое здание Русского театра им.М.Горького в Махачкале, отстроенное с участием многих городов дружного тогда СССР, помогавших Дагестану залечивать раны после разрушительного землетрясения. В фойе роскошного по тем временам театра была развернута музейно-творческая выставка 7 профессиональных театров нашей республики, которая и стала отправной точкой будущего театрального музея. Его открыли в этом же здании, отведя под экспозиции 300 кв.метров. У каждого зрителя, пришедшего на спектакль, есть возможность до представления или в антракте познакомиться с историей 11 драматических государственных театров республики.
Сегодня фонд музея насчитывает десятки тысяч предметов, представляющих огромную культурно-историческую ценность. Здесь хранятся подлинные материалы различных эпох в развитии театров, этого вечно молодого искусства. Среди них афиши и о многом говорящие программы спектаклей, личные вещи актеров, режиссеров, композиторов, художников, реквизит, предметы театрального быта, эскизы костюмов и декораций, сценические костюмы, фотографии, портреты деятелей театра в жизни и в ролях, снимки зданий и интерьеров театров. Это уникальный по объему и разнообразию архив всего драматического пространства Дагестана от истоков до наших дней.
– Однако музей – не только хранилище истории, но и пополнение фондового его собрания предметами, представляющими культурно-историческую ценность и отражающими театральные проекты. С этой целью музей провел благотворительную акцию «Взгляд на сцену», на которую откликнулись 12 художников дагестанских театров от корифея члена-корреспондента Российской академии художеств Абдулзагира Мусаева до недавней выпускницы ГИТИСа, сценографа, нашей землячки Ютты Роттэ. Среди работ, переданных художниками, уникальные эскизы декораций и костюмов, суперзанавеса к оперетте Мурада Кажлаева «Валида», декораций к балету Людвига Минкуса «Дон Кихот», эскизы костюмов к произведению Ширвани Чалаева «Странствия Бахадура» и многое другое, – рассказывает Лилия Гасановна. – Эта акция проходила в рамках Всероссийской «Сохраним историю российского театра для потомков», к которой активно подключился наш музей.
Этот материал – 82 работы сценаристов – используется в экспозиционно-выставочной деятельности музея. Выставка работ вызвала живой интерес населения и послужила добрым примером для многих махачкалинцев – любителей театра. Так, один из них, пожелав остаться неизвестным, в кассе театра для музея оставил огромный пакет с несметным богатством – уникальными фотоальбомами, письмами, открытками, приветственными адресами, благодарственными письмами, газетными публикациями. Архив заслуженного артиста РСФСР, выдающегося актера Русского театра Константина Якушева. Среди артефактов были «Записки актера К.Якушева» – самое ценное приобретение музея. Этот материал поступил как раз в то время, когда театральная общественность отмечала 100-летие актера.
– «Записки актера» имеют большое культурно-историческое значение, так как воссоздают эпоху, свидетельствуют о деятельности Русского драмтеатра в Махачкале в 50-х-80-х годах прошлого столетия, воскрешают имена многих актеров, режиссеров, художников: Иннокентия Смоктуновского, Игоря Карбовского, Софьи Токарь, Раисы Кулик-Терновской, рассказывают о современниках Гамиде Рустамове, Айгуме Айгумове, Исламе Казиеве, дают представление о деятельности тогдашнего министра культуры Дагестана Изумруд Губахановой, партийных руководителях Абдурахмане Даниялове, Магомед-Саламе Умаханове, Шахрудине Шамхалове и других.
Материал используется в научной, экспозиционно-выставочной, научно-просветительской работе. Интересными были масштабные выставки, посвященные юбилеям выдающихся театральных деятелей Николая Сыченкова, Айгума Айгумова, Дурии Рагимовой, акции «Культура – детям Дагестана», «Детская неделя музыки и театра», «Пушкинские чтения», «Якушевские чтения», мастер-классы, флешмобы с чтением произведений А.Пушкина, Л.Толстого.
– Современная работа театров отражена в музеях фонда?
– Безусловно. Работники музея, а их вместе со мною всего трое, посещают все театральные проекты – премьеры, фестивали, гастроли приглашенных драматических коллективов, собирают афиши, создают фототеку, имеют программы красочных мероприятий, публикации, рецензии СМИ, отклики на спектакли и многое другое.
– Есть ли деловые связи с подобными музеями за пределами Дагестана?
– Самое тесное сотрудничество в последние два года мы наладили с Государственным центральным театральным музеем им.А.Бахрушина в Москве. Я была на организованных этим богатейшим учреждением культуры семинарах «Театральные музеи в культурном пространстве России» и других. Была посвящена в таинства, как готовить экспозиции, оформлять их. Лекции, которые читали значительные личности в организации музейного дела, театрального искусства, сопровождались видеорядом, посещением выставок сценографов, Большого театра России, театра им.М.Ермоловой. Музей им.А.Бахрушина подарил нашему музею путеводитель – справочник «Театральные музеи и архивы России». Это ценный фолиант, познавательный, красочный.
Лилия Джамалутдинова не без гордости рассказывает об ответных акциях музея, который пополнил фонд Центрального музея в Москве 115 экспонатами об истории наших Русского и национальных театров. Из этих экспонатов была составлена выставка «Художники театра и кино Дагестана», ее посетители из многих городов страны узнали о самой театральной республике России – Дагестане, где работают 12 театров. В Москве прошел двухчастевой фильм о наших театральных художниках прошлого и настоящего. Это было очень торжественно с участием московских дагестанских художников Олега Пирбудагова, Магомеда Кажлаева, Клары Власовой, Антона Путерброта, Ютты Роттэ, Джавгарат Супьяновой, приезжала из Махачкалы и художник костюмов к спектаклям Вера Агошкина.
Лилия Гасановна рассказала много интересного, всего не вместить в газетную публикацию, но было совершенно ясно, что музей активно работает в тесном контакте с театрами, студентами и преподавателями Даггосуниверситета, Дагестанского колледжа культуры им. Б.Мурадовой, волонтерским движением республики. Маленький коллектив, где настоящие подвижники музейного дела Муслимат Алиева, Алисат Шахбанова, ведут целенаправленную собирательскую работу, развивая уровень партнерства, взаимопонимания со специалистами театрального искусства, населением, заботится о будущем, сохраняя значительные события и факты общей истории Дагестана, рассказывает об этом любителям театра в России, о чем свидетельствуют отклики россиян о выставках, посвященных 100-летию народной артистки СССР Барият Мурадовой, деятельности дагестанских сценаристов, артистов, режиссеров. «Ваша искренняя любовь к делу и колоссальный труд позволили сделать выставку по-настоящему выдающейся и запоминающейся. Москвичи и гости столицы открыли для себя богатую культуру Дагестана и увидели редчайшие ценные предметы, многие из которых показаны впервые», – такова оценка работы Центрального театрального музея им. А.Бахрушина в благодарственной грамоте музею из Махачкалы.