Купить PDF-версию
00:15 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
20:13 12.07.2014

Фатиха – обряд печали

Жизнь в горах Кавказа всегда была нелегкой. Радостные и торжественные события перемежались повседневным напряженным трудом, постоянной борьбой за существование. Многие горцы гибли от несчастных случаев, болезней, войн и междоусобиц, даже не достигнув среднего возраста. Складывавшаяся веками привычка быть вместе и в радости, и в горе способствовала появлению не только праздничных, но и печальных - похоронных обрядов.

В Дагестане всегда близко к сердцу воспринимаются беда, несчастье. Особенно быстро люди откликаются на смерть, чтобы выразить соболезнование. Кадий или мулла по этому случаю первым делом произносят благословенное слово «фатиха» (т. е. соболезнование), обращаясь к богу за упокой души усопшего. В случае несчастья живущему человеку желают продления его жизни, дарования счастья и так далее. Затем, подняв руки к небу, произносят: «фатиха» (быть по сему), по обычаю, поглаживая обеими руками бороду. Люди отвечают: «Аминь! Аминь! Аминь!» и гладят бороду.
 
Сельчане берут на себя совершение погребальных и поминальных обрядов. Выразить сочувствие постигшим горе родственникам приезжают из окрестных сел и городов. Приезжие делают это по принятому в Дагестане обычаю.
 
Войдя в дом, посетитель выражает свое сочувствие родственникам словами: «Покойнику — милость божья и вам соболезную. Желаю вам здоровья и всем присутствующим». Если пришедший знает Коран, то он должен читать «ясин».
 
Если умер ребенок, произносятся те же слова и еще надо сказать: «Чтобы Бог дал тебе возмещение». При уходе читается дуа-Алхам и говорится: «Чтобы подобное горе не повторилось».
 
На кладбище после похорон раздаются всем грамотным книги (т. е. отдельные части Корана), чтобы читать заупокойные молитвы. Раздают также садака.
 
Если сельчанин во время похорон не оказался дома, то он должен выразить сочувствие после возвращения, обойти все дома, где случилось горе.
 
Кунак тоже немедленно откликается. Вообще по традиции, если в каком-либо ауле происходят неприятности, жители соседних сел, узнав о них, спешат на помощь без промедления.
 
Место похорон — кладбище. В каждом ауле были свои ученые-богословы, которые славились святостью своей жизни и следили за чистотой исполнения религиозных обрядов, за местами похорон. Кладбища оберегались, благоустраивались общественностью, там нельзя было пасти скот, ломать, рубить деревья. В старину проезжающие мимо кладбищ останавливались, сходили с лошади и совершали молитву.

Статьи из «Культура»

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

33
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

20
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

108
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

14
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

42
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

25
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

10
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...