Сетевое издание «Дагестанская правда»

20:00 | 23 января, Сб

Махачкала

Weather Icon

Фестиваль у порога

A- A+

Несмотря на то, что это событие было в позапрошлом году, до сих пор оно памятно своей атмосферой для театралов и любителей драматического сценического искусства. Речь о фестивале русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморского побережья. Это было грандиозное мероприятие в культурной жизни Дагестана, проходившее у нас впервые, которому был придан статус международного.

 Республика – самая многонациональная театральная столица страны. Красочное шествие одиннадцати национальных театров на открытии фестиваля поразило даже видавших виды членов жюри — знаменитых театральных критиков, ведущих сотрудников журналов, компетентно выступающих по проблемам театра, которые никогда не давали расслабиться ни драматургам, ни режиссерам с актерами, ни критикам, ни финансистам, без помощи которых театра не бывает.

Фестиваль в Дагестане, несмотря на дружное умалчивание этого события всеми средствами центральной печатной и электронной информации, сразу по его окончании вызвал интерес театральной общественности страны и даже за рубежом. Еще не успели отгреметь фанфары, возвещавшие о закрытии фестиваля, проходившего при поддержке Президента республики, как стали приходить электронные, телефонные запросы из стран Балтии, Дании: «Как попасть на ваш будущий фестиваль». Хотя никто не обещал будущности театральному фестивалю в Дагестане, а видя организацию этого замечательного мероприятия и приверженность населения к театральному искусству, все гости высказывали пожелания сделать фестиваль традиционным и проводить его непременно в Махачкале. А корифеи театральной критики, уезжая из Махачкалы по окончании работы, призывно твердили: «Дагестанцы, фестиваль не отдавайте никому!». Так и случилось. Официальной властью республики фестиваль русских театров был учрежден Международным с периодичностью проведения раз в два года. И вот теперь мы живем в пору подготовки II Международного театрального фестиваля в Махачкале, который пройдет осенью этого года.

Наш корреспондент на днях встретилась с одним из организаторов фестиваля — главным режиссером Русского драматического театра им.М.Горького в Махачкале Скандарбеком Тулпаровым (на снимке), недавно вернувшимся с частью труппы с Чеховского театрального фестиваля «Мелиховская весна».

— Скандарбек Даниялович, не могу не спросить Вас об участии нашего театра в Чеховском фестивале, тем более я знаю, что Чехов — ваш автор, которого Вы знаете, чувствуете, любите, который Вам близок как режиссеру.

— Да, это все так. Будь моя воля, я бы ставил Чехова каждый сезон. Но есть ряд проблем: с кем ставить, на кого ставить и так далее. Я давно наслышан об этом фестивале, ведь в этом году он прошел уже в десятый раз, мечтал участвовать в нем, но все как-то стеснялся. Все-таки мы глубокая периферия театральной жизни страны, а там участвовали такие «зубры», и я всегда завидовал белой завистью тем, кто был допущен к фестивалю. Чехов для меня величина такого масшта-а-ба-а! Как Шекспир для англичан. Но, видно, кто-то из критиков, видевших наши спектакли в пору I фестиваля в Махачкале, порекомендовал обратить внимание на наш театр. Я так думаю, иначе как о нас узнали организаторы «Мелиховской весны». И вот президент фестиваля В.Бочаров позвонил мне и… огорошил: «Мы рассматриваем вопрос приглашения вас на Чеховский фестиваль. Но прежде хотим заполучить видеодиск со спектаклем «Дядя Ваня». А через некоторое время опять звонок: «Консультационным советом принято решение участия вашего театра в фестивале». Представляете, весь мир ставит Чехова, и вдруг мы…

— Фестиваль крупный, с большим числом участников, как показывает нам телеканал «Культура», наверно, там несколько площадок, есть престижные. Какую отвели нашему театру?

— Да, площадок несколько. Самая почетная, как считают многие театры, – это площадка на веранде во дворе домика Чехова в Мелихово. Потому фестиваль и называется «Мелиховская весна». Но я подумал и решил, что не стоит гнаться за тщеславием и удивлять всех, что мы играли Чехова на веранде его дома. Все-таки это открытая площадка, перед которой большие заповедные поля, луга, рядом речка. Все это, конечно, красиво. Но Чехова надобно давать в камерной обстановке, в закрытом зале небольшого театра. Чехов — это особый автор, зрителю его надо подавать так, чтобы он продумывал, прочувствовал этого замечательного писателя, видел глаза героев, слышал их шепот…  Чехов должен быть Чеховым. Это не площадной драматург, не Мейерхольдовский. Потому мы выбрали театр в Серпухове — одну из сценических площадок фестиваля. Расчет был верным. Спектакль сделан в камерном плане, психологический, позволил зрителю именно прочувствовать Чехова. И… эврика! Лучшие чеховеды страны, и не только те, что в жюри фестиваля, рекомендовали показывать наш спектакль как учебное методическое пособие в студиях, театрах. Наши артисты, занятые в спектакле, не поверили в такой успех. Мы были на таком подъеме! Да и сейчас он не прошел. Это признание так окрылило весь театр. Это такая гордость!

— Может, он лучший потому, что Вы, как режиссер, прямо следовали Чехову, без всяких современных изысков, штучек-дрючек?

— Я тоже когда-то «хулиганил» в чеховских спектаклях. Придумывал невесть что. Потом понял, что новаторством искажается сама чеховская суть, прикрывается неумение режиссеров войти в глубину текста. И я давно напрочь отказался от этого, и вот результат.

Когда мы разговаривали, пришлось прерваться, и Скандарбек Даниялович ответил на звонок из Армении. На том конце провода спрашивали, как попасть на театральный фестиваль в Махачкалу. В прошлый раз Армении не было. Фестиваль ширится.

— Насколько раздвинулись границы грядущего фестиваля?

— Первый — назывался Международным фестивалем русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморского побережья. Теперь заявки на участие во втором нашем фестивале подали: Франция, Германия, Албания, Грузия, Азербайджан и, как сейчас слышали, Армения, Южная Осетия, Украина, Санкт-Петербург, Москва, Саранск, Калуга, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария… Желающих приехать к нам много, даже Молдавии пришлось отказать. Мы не можем разрастаться до бесконечности. Так что название фестиваля надо менять.

— Может, «Каспийская осень»? Или: «Лазурная волна Каспия», «Кавказские подмостки», «Седой Каспий», а «Тарки-тау»? Не нравится? Это я напридумывала навскидку.  Надо подумать… Может, кто из наших читателей предложит название новому фестивалю звучное и емкое. Но формат надо действительно менять. Пусть как можно больше людей повидается с дагестанцами, познакомится с нашим искусством.

Имидж Дагестана в умах россиян и народов других стран должен измениться. И театральный фестиваль для этого верный рупор.

— Ожидается, что-то интересное? Спектакли каких театров сейчас на слуху театралов, и наш зритель сможет их увидеть?

— Петербуржцы покажут «Касатку». Я не видел, но говорят: стоящая вещь. Мы предложили им привезти «Утиную охоту» Вампилова, хотя спектакль не новый, но очень интересный, с ним они проехали по миру.

Я думаю опять удивит нас Р.Ибрагимбеков со своим Бакинским театром.

Грузинский русский театр обещает тоже хороший моноспектакль. В первый фестиваль этот театр очень здорово прозвучал.

Мы увидим «Хаджи-Мурата» Л.Толстого. Это для нас, дагестанцев, будет чрезвычайно интересно — как интерпретировал образ нашего земляка театр другого региона. А еще французы, немцы, албанцы…

— Фестиваль будет насыщенным…

— Да, три площадки — Русский, Кумыкский, Аварский театры будут отданы фестивалю. В иной день будет по три спектакля. Поэтому состав жюри будет расширен, чтобы, разделившись, критики могли посмотреть и оценить все.

— Будут ли какие-нибудь нововведения, по сравнению с прошлым фестивалем?

— Будут. В этот раз мы организуем мастер-классы для коллективов наших национальных театров. Ведущие спецы театра из Петербурга, Москвы преподадут уроки мастерства по режиссуре, сценическому движению, сценической речи и так далее. Это будет очень полезно в наше время, когда возможность повысить квалификацию наших театральных деятелей резко сократилась.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»