Фрески Италии
Создание фрески требовало от художника не только таланта и мастерства, но еще и точности и скорости работы. Ведь краска должна быть нанесена на влажную штукатурку, пока раствор еще не «схватился». Писать следовало легко и свободно, а главное, как только движение кисти теряет свою плавность и краска перестает впитываться, необходимо закончить работу.
Фрески – очень сложный вид изобразительного искусства.
Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчета. Необходимо рассчитать все – композицию, пропорции, а также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Не удивительно, что владение искусством стенной росписи в эпоху Возрождения стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.
После посещения виллы Вальмарана в Виченце, расписанной Тьеполо, и осмотра фрески «Тайная вечеря» в Милане, меня ждали другие памятники фресковой живописи – фрески Джотто в Падуе, росписи Сикстинской Капеллы в Ватикане, Микеланджело, Рафаэль Санти…
В Падуе, что в часе езды на поезде от Венеции, находится церковь Капелла Скровеньи, посвященная Марии Милосердной. Капелла полностью расписана Джотто ди Бондоне – лучшим итальянским художником эпохи Проторенессанса. В 1303 г. роспись заказал богатый купец Энрико Скровеньи за упокой души своего отца Реджинальдо. Цикл состоит из 36 фресок. Три ряда фресок по стенам содержат сцены жизни Христа и Богородицы. Ниже основных сцен изображены 14 аллегорических образов Добродетелей и Пороков, Страшный суд и адские муки над главным входом показаны во всех жутких подробностях.
Город Орвието по праву гордится уникальными росписями. Готический кафедральный собор хранит фрески, расписанные в 1447 г. художником эпохи Раннего Возрождения Фра Анжелико. В часовне собора имеется шедевр живописца Луки Синьорелли «Воскрешение во плоти» — сцена, где мёртвые восстают с грешной земли, призванные трубами парящих cверху архангелов.
Не уступает по богатству и величию своих фресок Флоренция. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре знаменит фресками Андреа дель Кастаньо и Паоло Уччелло, которые изображают гробницы двух полководцев армии Флонеции; фреска Доменико де Микелини, изображающая великого Данте. Купол собора покрыт фресками Джорджо Вазари и Таддео Цуккари, которые в 1572-1579 гг. написали композицию «Страшный суд».
Часовня Кармелитской церкви Санта Мария дель Кармине знаменита работой крупнейшего мастера Бранкаччи Мазаччо. За свою короткую жизнь (27 лет) он оставил богатые и восхитительные стенные росписи: изгнание из Рая и пять фресок, повествующих о жизни и деятельности святого Петра.
Гениальный скульптор, архитектор, живописец Микеланджело Буонаротти знаменует расцвет итальянского искусства эпохи Возрождения. Папа Юлий II весной 1508 г. призвал Микеланджело в Рим украсить фресками потолок Сикстинской капеллы площадью 600 кв.м. В середине потолка мастер изобразил библейские сюжеты. Украшением потолка является сюжет «Сотворение Адама», описанный в Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». На алтарной стене уже по просьбе папы Павла III мастер изобразил «Страшный суд». В центре композиции Христос в образе Судии. Вокруг Христа праведники, среди которых Варфоломей с содранной кожей. На ней видно изображенное лицо, в котором угадывается автопортрет Микеланджело. В нижней части фрески помещены грешники.
Там же, в Ватикане, начал расписывать комнаты знаменитый Рафаэль Санти. Его пленительная «Афинская школа» — одно из величайших шедевров в истории живописи. В ней мастер изобразил философскую деятельность человека и стремление к познанию.
Сцены фресок, живописи по сырой штукатурке, представляют собой застывшие мгновения, которые так и остались памятью о дорогих именах, особенно для тех, кому интересно искусство, небезразлична красота.
Махачкала-Падуя-Орвието-Флоренция-Ватикан