12:55 | 23 апреля, Вт

Махачкала

Горец из «Горцев»

КультЛичность
1 2 3 4 5 6
A- A+

В разные годы, начиная с 90-х прошлого века, мне довелось выступать на страницах «ДП» с материалами на музыкальную тематику. А если точнее, бить тревогу по поводу опошления дагестанской песни низкопробной, примитивной и агрессивной ввиду своей неуправляемости накипью чужих музыкальных культур.

Слово «чужих» тут нужно понимать не в негативном смысле. Культура любого народа, тем более песенная культура, достойна уважения, она имеет право быть в фонотеке любого гражданина. Но! Но она не должна видоизменять, модифицировать, если хотите, мутировать другую музыкальную культуру. Увы, именно это и произошло с дагестанской песней за последние десятилетия.

Статьи назывались «Караван чужих верблюдов», «Европа-плюс, намус — минус», «Кстати, о музыке». И что же? Признанный мэтр, истинный последователь настоящей дагестанской музыкальной культуры, а также традиций знаменитого композитора-самородка Ахмеда Цурмилова, профессор Тагир Курачев пожал мне руку и сказал: «Абдурахман, ты прав! Это совершенно неуправляемая стихия! Эстрада сошла с ума, потеряла всякое чувство меры. Обидно…»

И вот теперь, в 2018 году, есть замечательный повод вернуться к той теме: Магомедтагиру Магомедсагидовичу Курачеву 18 декабря исполняется 70 лет. На мой взгляд, создатель знаменитого квартета «Горцы», кавалер ордена Дружбы, заслуженный артист РФ, народный артист РД, лауреат Государственной премии РД и множества других наград успешно противостоял мутной волне эстрадной халтуры и всем своим творчеством показал, как можно быть и новатором, и продолжателем наших национальных музыкальных традиций. Более ста песен сочинил Тагир Курачев на стихи разных поэтов Страны гор, в том числе и Расула Гамзатова, – бесценное сокровище музыкальной культуры Дагестана.

В канун юбилея мы встретились с мэтром в кунацкой «Дагестанской правды». Было о чём поговорить, вспомнить и заглянуть в перспективу.

– Тагир, в детстве я мечтал стать лётчиком, но что получилось — ты видишь…

– Вот-вот! А я – следователем, но что получилось – ты тоже видишь.

— Однако! Ведь эти профессии…

— Да, очень далеки друг от друга. Дело в том, что в детстве зачитывался приключениями героев Конан Дойла. Шерлок Холмс – вот кем я мечтал стать! Знаменитым сыщиком.

— Слушай, ведь Холмс играл на скрипке…

— Ещё как! Помнишь, что доктор Ватсон говорил по этому поводу: «Мой друг страстно увлекался музыкой; он был не только очень способный исполнитель, но и незаурядный композитор».

— Интересное совпадение! Но как всё-таки Курачев стал профессором музыки?

— Попытка поступить в Саратовский юридический институт закончилась неудачей. В те годы музыка для меня была всего-навсего хобби. Играл на мандолине, гитаре. Потом – служба в армии. Там-то меня и зацепила ностальгия. Сильно тосковал по горам. И… стал сочинять. Организовал даже в своей части нечто вроде ансамбля.

— Да, ВИА тогда набирали обороты. Помнишь ленинградский «Поющие гитары»?

— Конечно. Но мне больше нравился грузинский ансамбль «Орэра». Впоследствии квартет «Горцы» и стал моим дагестанским перевоплощением грузинских вокалистов.

— Тагир, «Горцы», по мнению многих, был лучшим квартетом на Северном Кавказе и среди лучших в России. Я с сожалением говорю «был»…

— Не надо! На сцену выйдет квартет «Горцы-2». Та группа своё уже отпела, поменялась тематика, да и возраст исполнителей. Я набрал молодых ребят, идёт становление обновлённого квартета в ногу со временем.

— Это хорошая весть! Но продолжим отслеживание твоего творческого пути.

— Первой моей песней, услышанной публикой, была «Запоздалые ласточки» на слова Расула Гамзатова. Я ещё не оставлял мысли стать юристом. Артист Аварского театра Арипула Махаев, услышав «Ласточек», сказал: «Забудь про Шерлока Холмса и юриспруденцию, займись музыкой – это твоё настоящее!»

— Баркалла Арипуле! Новый Холмс вряд ли получился бы, но мы потеряли бы Тагира Курачева – композитора, вокалиста, аранжировщика, исполнителя партии Хочбара в первой дагестанской национальной опере «Хочбар» и ещё много чего, что стало достоянием не только республики, но и Российской Федерации.

— Я вижу, ты на правах друга захваливаешь меня…

— Вот уж нет! За одних только «Горцев» памятник тебе надо ставить. Мало кто знает, что ты первым из дагестанских композиторов вспомнил о детях и выпустил три сборника песен для них. И вообще эпитет «первый» звучит во всей творческой биографии Тагира Курачева: первым создал эстрадный жанр для аварцев, первым выступил на ЦТ в передачах «Шире круг», «Споёмте, друзья!», «Достояние республики», первым среди мастеров вокала награжден орденом Дружбы, первый профессор вокала… Пожалуй, хватит, а то действительно зазнаешься.

Вернёмся к нашему давнишнему разговору. Помнишь, я предлагал возродить худсоветы, чтобы оградить нашу эстраду от халтуры?

— Помню, конечно. Такую идею предлагают и другие мои коллеги, да и я сам за это. Но в Минкультуры почему-то это принимают за цензуру. Но речь не идет о цензуре! В худсовете должны быть по два представителя каждой дагестанской народности: поэт и композитор. Уж они-то прекрасно разбираются в своей культуре. Пусть они и оценивают. И в эфир пойдет только апробированная песня. А на свадьбах и в ресторанах пусть поют что угодно.

— А в ресторане я всегда заказываю твоё «Йо-йо-йо» из репертуара «Горцев». Наш общий друг Магомед Насрулаев всё это выразил в поэтических строках:

Тагир, скажи, вопрос к тебе непрост:
Сегодня почему, как участь злая,
«Фанерная» эстрада «мегазвёзд»
Дух вечный песен горских истребляет?
Мелодии вершин «фанерной» тине
Для бездарей мишенью стали ныне.
Мы слышим песенки совсем пустые.
Ответь, мой друг, спасенье наше где?!
Когда услышим песни мы родные?!
Те песни, что звенят, как родники?
Те песни, что растопят ледники?
Талант, нам горский сохранивший дом,
Ужель в гробу «фанерном» погребён?

— Спасибо Магомеду, он прав.

— А тебе спасибо за всё, что сделал для Дагестана и России. Живи, горец из «Горцев», долго и счастливо для жителей Страны гор!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «КультЛичность»