Купить PDF-версию
23:30 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
09:15 27.10.2017

Город под микроскопом

Как Махачкала пережила революцию 1917 года? Какую музыку она слушает сейчас и в какой нуждается? Что принято носить в городе и в селе и почему на смену национальным костюмам пришли хиджабы? Осенний цикл научно-просветительских лекций «Городские чтения», организованный Музеем истории города Махачкалы, как и прежде знакомит дагестанцев со специалистами, рассказывающими о том, что обычно скрыто от массового внимания. Лекторы из разных областей – истории, музыки, этнографии – предлагают взглянуть на город с разных ракурсов.

Наиболее интересная дискуссия, на мой взгляд, завязалась на лекции «Традиционная этнография кончается? Антропология в городе только началась! (на примере развития исламского дискурса в Махачкале)». Автором выступила кандидат исторических наук, зав. отделом этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Екатерина Капустина.

По ее словам, складывается ощущение, что дагестанское общество ищет образец для подражания, потому что традиционная культура почему-то не служит образцом. Например, наблюдая за компаниями, которые в своем бизнесе обращаются к исламской риторике, ученый отмечает, что это одна из самых популярных бизнес-стратегий в Дагестане. Это касается прежде всего продуктов питания и одежды.

— Почему при всем нашем уважении к традиционной культуре в Дагестане, в отличие от других северокавказских республик, не прижилось возвращение к традиционному костюму? – задала вопрос искусствовед Татьяна Петенина.

— Возможно, потому, что национальный проект легче «раскрутить» в мононациональных республиках (Ингушетия, Чечня). В Дагестане призыв носить национальную одежду не объединяет людей. Объединяет ислам, умма, в которой нет деления на аварцев, даргинцев и так далее, — ответила Капустина. – В Дагестане есть традиция джамаата, но в плане костюма она не сохраняется. Дагестан пошел по другому пути. И это интересно и нужно исследовать.

Сегодня в связи с глобализацией этнографы-традиционалисты возвещают о конце традиционной культуры. Но Капустина предлагает не впадать в уныние и обратиться к изу­чению этнографии современного города. В качестве примера она говорила о Махачкале и таком явлении, как исламский дискурс в городе – вывесках, объявлениях, рекламных баннерах, надписях и названиях. По словам ученой, все это не просто тексты. Надо помнить, что хозяева магазинов – это члены сообщества, формирующие нашу с вами реальность.

«Лет десять назад, когда мы возвращались из района, как только маршрутка пересекла границу Махачкалы, все женщины, кроме пожилых, сняли платки. Таким образом, они маркировали пространство: в селе мы ходим по-сельскому, в городе – по-городскому. Сейчас платок меняет формы, принимает промежуточные формы между хиджабом и его полным отсутствием. Форма платка, способ его повязывания тоже могут многое сказать о том, как девушка себя представляет.

Екатерина Капустина – ученица одного из крупнейших кавказоведов начала XXI века Юрия Карпова, автора книги «Взгляд на горцев. Взгляд с гор». Впервые вместе с ним она приехала в Дагестан в экспедицию в 2004 году и влюбилась в нашу республику, как может влюбиться этнограф в край, где сохранились традиционные обычаи, культура. В соавторстве со своим учителем в 2011 году она выпустила книгу о миграционных процессах в Дагестане в XX – начале XXI веков «Горцы после гор».

При этом ученый не склонна горевать и сокрушаться о том, что традиционная культура гибнет. Наоборот, она призывает порадоваться тому, что рождается прямо сейчас на наших глазах. И в этом смысле у российских и в первую очередь дагестанских ученых огромное пространство для работы.

Похожие

Тайны Махачкалы

37
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Первая столица Дагестана

330
В этом году исполняется 190 лет со дня основания города Темир-Хан-Шуры. Именно столько времени...

Махачкала – второй Вавилон

189
Прошло 100 лет с тех пор, как город Порт-Петровск переименовали в Махачкалу. Свое название...

История без прикрас

74
Людям свойственно идеализировать свою историю. Во флере романтики часто остается в тени то,...

Город в раме

48
Я вглядываюсь и вглядываюсь в махачкалинские улочки, перекрестки, дома: где это, что мне это...

Город у моря

281
Махачкале – 160. Это уже не век, и даже не полтора столетия. Время не просто подводить итоги, но...

Открытки из прошлого

103
Музей истории города Махачкалы представил выставку «Петровск – Махачкала в почтовой...

Статьи из «Культура»

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

31
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

20
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

108
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

43
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

14
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

42
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

25
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

10
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...