Городские пейзажи
Приближается юбилей Махачкалы. Сразу несколько интересных экспозиций, посвященных нашему городу, откроются на разных выставочных площадках столицы. В свое время мы расскажем о них. А пока одна из первых выставок, приуроченных к празднованию 160-летия Махачкалы, – «На Тарки-Тау вновь я поднимаюсь...» – представлена в Театре поэзии.
В экспозицию вошло более 20 живописных полотен, созданных студентами Дагестанского художественного училища им. Муэдина-Араби Джемала под руководством педагогов Мухтара Камбулатова, Марселлы Мирзахановой и Натальи Савельевой.
«Излюбленным жанром студентов училища является городской пейзаж. В ходе многочисленных пленэров молодые художники создают красочные этюды, отражающие самые яркие уголки родного города. Многие выпускники выбирают городской пейзаж для написания и своей дипломной работы», — говорится в афише выставки. Действительно, места на картинах легко узнаваемы – канал Октябрьской революции, маяк, порт, берег моря, улицы, виды на гору Тарки-Тау.
Всегда интересно посмотреть, как современные молодые люди, учащиеся художественного училища, видят наш город. Однако на выставке мы видим Махачкалу, которой уже нет.
— Я дала ученикам задание, чтобы они нашли именно тот город, каким он был в 70-80-е годы прошлого века, и подали так, как видят и чувствуют. Скорее это картины из моего детства – солнечные, жизнерадостные и спокойные. Получились ностальгические картинки по тому времени, когда Махачкала была совсем другой. Но они еще ученики и в большей степени следуют рекомендациям учителя – подборке тем, выделению акцентов, подаче, – говорит педагог Наталья Савельева.
По ее мнению, важны творческая интерпретация художника, собственное видение города.
— Я не стремлюсь к натурализму, а учу студентов создавать свое собственное видение, свое живописное пространство. К сожалению, времени у нас было не так много, чтобы писать этюды на улице, поэтому студенты много фотографировали. Хотя и в работе с фотографией достаточно подводных камней для художника – надо иметь профессионализм, чтобы, отталкиваясь от фотоснимка, создать свое собственное произведение искусства. Нужно расставить цвет, акценты, дать освещение. На одной из работ – бирюзовое небо. В природе оно таким не бывает. Но в работе художника действуют законы цветоведения – старое здание филармонии на картине розовое, а к нему близкие – салатовый, бирюзовый. И небо такого цвета подчеркнуло цвет стен, акцентировало здание, — поясняет педагог.
На картине студентки училища Зумруд Амаровой действительно легко узнается старинное здание филармонии на углу улиц Тихонова и Гасанова, а еще едва заметная деталь — фигурки танцоров на фасаде. Но автор работы попыталась передать и свое ощущение этого места.
— Обычно в детстве я бывала в Махачкале летом, и ассоциации у меня с этим городом через жаркое солнце, пляж, мост через железную дорогу и, конечно, здание филармонии. Лето, филармония, Махачкала — для меня эти образы связаны. Что касается моего восприятия города, то, если бы я рисовала мою Махачкалу, она состояла бы из старых зданий. Мне они очень нравятся, они более живописные по сравнению с тем, что строят сейчас, — говорит студентка.
И все же в большинстве картин выставки мне не хватило собственного видения начинающих художников. Город у каждого человека свой, неповторимый. А Махачкала плюс ко всему еще и состоит из сотен пазлов, часто не стыкующихся между собой. Именно таким – разным – город должен был, на мой взгляд, предстать в картинах юных художников, чье восприятие особенно остро откликается на его противоречия. Вместо этого авторов многих работ трудно отличить друг от друга, настолько одинаково они видят город. Выставка напоминает наборы открыток, выпускаемые к юбилеям городов, – шаблонные и совершенно необязательные. Понятно, что картины ученические, и потому по определению несамостоятельные. Однако хотелось бы у студентов художественного училища видеть неожиданные, смелые работы. Ведь когда еще этим ребятам быть смелыми, если не сейчас.