«Готовлю сольную программу»
С Дианой Увайсовой (на снимке) я знакома много лет. Мы учились в одной музыкальной школе. Это было всего каких-то пару десятков лет назад, но отношение к музыкальному образованию детей было тогда в Дагестане совсем другим. То, что девочка должна учиться музыке, было почти обязательным. Музыкальные школы были переполненными, а поступающие в музыкальное училище проходили жесточайший отбор.
Среди десятков и даже сотен учеников Махачкалинской музыкальной школы № 6 немного было тех, кто учился не потому, что дома заставляли, а по-настоящему — с удовольствием и серьезно. С тихим благоговением смотрела я тогда на Диану, которая, когда ни зайди в класс, упорно играли не пьески за 3-й класс в до-мажоре (как некоторые), а что-то серьезное и в нескольких частях, а в нотах черным-черно от бемолей с диезами, и руки мелькают, мелькают.
— Диана, а ты уже тогда предполагала, что музыка — это твое будущее?
— Не думаю. Мне нравилось заниматься, но так складывались обстоятельства, что педагоги по специальности у меня все время менялись. А такое дело совсем не способствует серьезному отношению к учебе. Скажу больше, к окончанию школы я вообще хотела бросить все это, но одна из моих любимых учительниц, заслуженный учитель Дагестана Патимат Басировна (педагог по хору), не позволила мне так легкомысленно поступить, и я сейчас ей за это благодарна. В музыкальном училище мне очень повезло, я попала в класс заслуженного учителя республики Зульфии Шугаибовны Магомедовой. Все, чего мне удалось достичь, это благодаря ей. Большое счастье встретиться с таким педагогом и человеком.
— Думается, что и ты на все сто оправдала ее труды. Для преподавателя ведь тоже счастье видеть, как ученик на глазах становится серьезным музыкантом.
Ты окончила Саратовскую консерваторию, вернулась в Махачкалу и преподаешь в музыкальном училище и школе Мурада Кажлаева для одаренных детей, работаешь в филармонии, выступаешь со многими приезжими знаменитостями. А теперь еще и победа в VI Международном музыкальном конкурсе «Citta de Pesaro» в Италии. Ты долго готовилась к конкурсу?
— Мы с Зульфией Шугаибовной готовились в течение всего учебного года. Мне пришлось нелегко. Совмещать работу над конкурсной программой с работой в училище и филармонии было очень трудно. Параллельно с подготовкой к конкурсу я выступила в сложной программе со скрипачем Ильей Гайсиным – лауреатом международных конкурсов. Зульфия Шугаибовна знает меня почти с детских лет, знает мои возможности и музыкальные привязанности. Она очень помогла мне не только в выборе программы, но и тщательно проработала со мной каждое произведение. Она человек высокой музыкальной культуры, с огромным опытом. Я всегда прислушиваюсь к ее советам, и это мне очень помогает в работе.
— Что ты играла на конкурсе? Там программа обязательная?
— Были определённые условия: программа включала обязательное классическое сочинение и произведения различных стилей, в целом на 40 минут. Мы выбрали Бетховена, Шопена, Дебюсси.
— Твои впечатления от Италии?
-Я играла в первый день конкурса, поэтому у меня были свободные дни, в которые я могла совершать экскурсии по городам Италии. Это счастье, что мне выпала такая возможность.
Да и итальянцы замечательные, радушные люди, очень отзывчивые и добрые. Они очень берегут свою культуру. Меня тронуло внимание жюри, и осталось ощущение, что они испытывают особое уважение к российской фортепианной школе.
-Наверное, после такой поездки и удачного выступления хочется работать и совершенствоваться?
— Безусловно! Такие впечатления не могут не вдохновить каждого, тем более музыканта. Я благодарна нашему министру культуры Зумруд Запировне Сулеймановой за оказанную материальную поддержку, которая позволила мне совершить это сказочное путешествие.
-Люди искусства не очень любят отвечать на вопросы о планах на будущее, но все-таки, может быть, хоть слегка приоткроешь завесу и расскажешь, что ты готовишь нового?
— Готовлю новую сольную программу. Планирую выступить с известными исполнителями: скрипачами и певицей. С кем, пока секрет.