Сетевое издание «Дагестанская правда»

16:00 | 19 июня, Сб

Махачкала

Weather Icon

Характер передан в улыбке

A- A+

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.Гамзатовой действует юбилейная выставка народного художника Дагестана, известного скульптора Абдулажида Газалиева.

Трудно назвать вид или жанр скульптуры, в котором бы старейший дагестанский художник не пытался воплотить те или иные свои художественные идеи. При этом почти все творческие замыслы мастера, обучавшегося в различных вузах страны (Архитектурном институте, Институте прикладного и декоративного искусства в Москве, ЛВХПУ им. В.Мухиной в Ленинграде) и на протяжении вот уже нескольких десятилетий живущего и работающего в Москве, теснейшим образом связаны с его родным Дагестаном. Монументалист по своей природе, автор таких замечательных произведений, как памятник Уллубию Буйнакскому в Буйнакске, монументов, посвященных погибшим в ВОВ, установленных в Буйнакске и Хунзахе, галереи скульптур врачу М.Омаровой, инженеру А.Шахназарову, Герою Советского Союза Ю.Акаеву и др., первоначально широкую известность получил как создатель искрометной многофигурной композиции «Лезгинка» и серии национальных горских типов, воплощенных в керамике. 

«Лезгинка», отлитая на Мытищинском заводе художественного литья, получила 3-ю премию на всесоюзном конкурсе в г. Касли, где ее рекомендовали для массового выпуска на знаменитом Каслинском чугунолитейном заводе. 
В коллекции дагестанской скульптуры ДМИИ им. П.Гамзатовой, куда вошли более 20 разноплановых работ мастера (в том числе знаменитая «Лезгинка»), достойное место заняли портреты, запечатлевшие исторических, культурных и общественных деятелей республики, славных сынов и дочерей Дагестана. Это предводители горцев Шамиль и Хаджи-Мурат, революционеры Махач Дахадаев и Уллубий Буйнакский, народные поэты Расул Гамзатов, Гамзат Цадаса, Абуталиб Гафуров, главный военный хирург страны Александр Вишневский, генералы Магомед Танкаев и Салих Халилов, первая летчица Дагестана Бавер Джафарова. Скульптор пластическими средствами пытался передать незаурядность натуры своих героев в каждой отдельной композиции, то акцентируя эмоциональное, психологическое состояние человека, то социальную значимость героя.

Привлекает задумчивый облик молодого Расула Гамзатова, созданный под впечатлением от неоднократных встреч и бесед с ним. Тонкий резец мастера воплотил погруженного в свои мысли и поэтические замыслы поэта, словно отрешенного от повседневной мирской суеты. Эмоциональностью, глубиной психологической характеристики отличается портрет поэта-сатирика Гамзата Цадасы, у которого в добром и мудром взгляде чуть прищуренных глаз притаилась едва заметная лукавинка. Выдающийся дагестанский скульптор Х.Аскар-Сарыджа, размышляя о газалиевском портрете, запечатлевшем поэта, заметил: «Это же гений… Гамзат Цадаса был сатирик, и это передано в его улыбке…». В гранитном портрете Абуталиба Гафурова мы видим умудренного богатым жизненным опытом человека, прожившего непростую жизнь, полную трудностей и ярких событий, нашедших отражение в его поэзии.

В портретах же исторических деятелей — национальных вождей Шамиля, Хаджи-Мурата, дагестанских революционеров Махача Дахадаева и Уллубия Буйнакского скульптором усилена монументальность, обобщенность образно- пластической характеристики героя. За скульптурный портрет У.Буйнакского Газалиев получил республиканскую премию им. Г.Цадасы. Монументальная стать мощной фигуры с жестом, как бы сбрасывающим с себя бурку, напоминает былинного богатыря.

Другую группу составляют образы современников скульптора — выдающихся ученых, общественных деятелей, дагестанцев и тех, чья деятельность была так или иначе переплетена с Дагестаном. Динамично трактован образ доктора физико-математических наук Игоря Головина, в котором подчеркивается активное начало личности крупного ученого. Привлекает внимание портрет ученого из знаменитой династии военных хирургов Александра Вишневского, не раз посещавшего нашу республику (его отец, выдающийся хирург А.В.Вишневский, именем которого назван институт хирургии в Москве, родился в Дагестане в с. Нижний Чирюрт). Портрет лишен официозности, академической сухости. Внимательный, доброжелательный взгляд А.Вишневского из-под очков словно излучает приветливость. Работая над портретом, скульптор наверняка вспоминал и свое военное прошлое, фельдшерское образование, он закончил войну в качестве лейтенанта медицинской службы с орденами и медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги» и др.

Охватывая большое творческое наследие мастера, отмечаешь, что для скульптора Абдулажида Газалиева, превосходного портретиста, главным принципом всегда был неформальный подход, отражающий его огромный интерес к каждой личности, раскрытие ее внутренней сущности, особенности черт независимо от статуса и должности. И в этом, думается, главная ценность его творчества.

Настоящая выставка представляет экспозицию как из коллекции ДМИИ, так и из коллекции автора, находящейся в Москве, но специально привезенной в Дагестан. Юбиляра, которому в этом году исполнилось 90 лет, на презентацию выставки пришли поздравить многие деятели культуры республики. В торжественной обстановке ему были вручены поздравительные адреса от Министерства культуры РД и от Союза художников Дагестана.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Долгая дорога домой 

    «Нам пора становиться его наследниками, чтобы не напоминать простофиль, которым свалившееся вдруг на голову...

    21

    1 день назад

  • Театры

    Его мастерская жизни 

    Таким исповедальным стихом начинает свое знакомство с читателем народный артист Дагестана Владимир...

    17

    1 день назад

  • В сердце каждого 

    Жители и гости республики на днях стали свидетелями ряда торжественных мероприятий, мастер-классов и...

    139

    2 дня назад

  • Новости культуры 

    18

    2 дня назад

  • Ноты, сплетенные в аккорды 

    Двери Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова гостеприимно распахнуты для...

    14

    3 дня назад

  • Свидетели прошлого 

    Это здание помнит Темир-Хан-Шуру, в нем хранится история. И само здание – история, объект культурного...

    49

    8:14  11.06.21