Их высокое «Начало»
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась выставка «Начало», посвященная 110-летию со дня рождения основоположников дагестанского профессионального изобразительного искусства - живописца Муэтдина-Араби Джемала (1900-1960 гг.) и скульптора Хасбулата Аскара-Сарыджи (1900-1982 гг.). Именно они заложили основу дагестанского искусства.
Полюбоваться на свою историю пришло большое количество людей. Среди них заместители министра культуры РД Магомедрасул Магомедрасулов, Бадрижат Магомедгаджиева, родные, близкие, а также почитатели таланта этих двух великих художников.
Открыла выставку и представила экспозицию директор музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова.
Искусствовед Джамиля Дагирова пояснила, что этих двух мастеров объединяет не только год и место их рождения, но и история становления, начало нового для Дагестана явления профессионального искусства. Не случайно потому и название выставки — «Начало». Они были первыми художниками, волею судьбы «назначенными» стать основоположниками дагестанского искусства.
— Юбилей – это не просто дань высокого уважения выдающимся деятелям, не только объективная оценка их труда и творчества, это новая возможность понимания истоков и осознания их результатов для дагестанской культуры и духовности, для размышлений и изучения их творчества, их общественной деятельности в контексте всей истории профессионального изобразительного искусства Дагестана, — отметила Д.Дагирова.
Формально отправной точкой появления изобразительного искусства считается 1917 год, но история знает много фактов и имен, когда подростки, молодые люди с раннего возраста увлекались рисованием, лепкой, делали первые натурные зарисовки, занимались копированием иллюстраций из чудом попавших в горы страниц журналов и газет, привозной мануфактуры и бакалеи. К тому же увеличение числа начальных и реальных школ также подпитывало творческий интерес увлеченных искусством людей. Именно так пришли в искусство Муэтдин-Араби Джемал и Хасбулат Аскара-Сарыджа, которые к своим 17 годам имели не просто желание рисовать, но и некоторый личный творческий опыт, помноженный на любовь к искусству и любознательность.
В своем выступлении Бадрижат Магомедгаджиева, первый замминистра культуры РД, подчеркнула, что Джемал и Аскар-Сарыджа — из тех художников и мастеров кисти, которые смогли определить не только свой путь, но и найти перспективу и утвердить развитие профессионального искусства Дагестана. Они были очень ответственны, талантливы. Получив блестящее образование, каждый из них создал целую летопись нашей жизни, культуры, истории. Их работы уже вошли в золотой фонд дагестанской культуры. Они мечтали видеть профессиональных художников и делали для этого очень многое, к счастью, их мечта воплотилась в реальность.
Представленная на выставке экспозиция состоит из двух зон — экспозиции произведений М.-А. Джемала и произведений X. Аскара-Сарыджи. Здесь и «Ранний Джемал» (рисунки и наброски Муэтдина-Араби Джемала, выполненные в 1916-1918 гг., созданные до встречи с Е. Лансере); «Учитель и ученик» — произведения, отражающие период ученичества и профессионального становления Джемала при непосредственном участии Е. Лансере. Наиболее же значительно представлено творчество зрелого Джемала. Музей также впервые представляет полную ретроспективу творчества первого профессионального скульптора Дагестана Хасбулата Аскара-Сарыджи, причем работами скульптора из своих собственных фондов.
Неподдельный интерес к творчеству классиков дагестанского профессионального искусства проявили и многочисленные гости, пришедшие на открытие выставки. Об этом же говорит и то, что все эти дни в залах музея бывает немало поклонников М.-А.Джемала и Х. Аскара-Сарыджи, подтверждая истину: настоящий талант всегда востребован.