Купить PDF-версию
07:11 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Искусство без права на ошибку

Кажется, время над этим аулом не властно. Как и много лет назад, он славен умельцами. И нет здесь ни одного человека, который бы не владел ремеслом предков, нет практически ни одного дома без мастерской. Далеко за пределами республики и даже страны прославился аул Кубачи своими златокузнецами.

Говорят, что во всем мире не сыскать мастеров, равных кубачинцам в работе с драгоценными металлами.

Еще говорят, что когда в Персии услышали про кубачинских умельцев, в горы послали гонца с тончайшей проволокой и заданием изготовить такую же. Кубачинцы, не долго думая, просверлили в ней отверстие.

Женщины в этом ауле умеют не только вязать, вышивать золотыми нитями традиционные казы, но и ничем не уступают мужчинам в создании ювелирных изделий. Зайнаб Канаева, как и многие кубачинцы, потомственная мастерица (на снимке).

Ветер распахнул дверь передней комнаты, здесь у кубачинцев обычно находится камин с резным каменным наличником, расписанным многочисленными орнаментами. А она даже не замечает, не отрывается от очередного изделия. Она как художник, только в руках ее вместо кисти и красок резец, вместо холста – серебряная чаша. Гравировка требует фантазии и усидчивости. Миллиметр за миллиметром рождается новый узор со сложными, как и сами названия, орнаментами: «лумна накьиш», «тута накьиш», «мархарай», «истамбул», «бик вавла», «бик кьацала» «тамгьа», «миндурман накьиш», «пархикан»… И узоры эти светятся точно молодая луна.

Высекая очередной узор на серебряной чаше, Зайнаб рассказывает о тонкостях своего ремесла, которое не прощает ошибок. Одно неловкое движение – и изделие придется переплавлять. Поэтому гравировку поручают только опытным мастерам. И у каждого умельца свой неповторимый почерк.

У Зайнаб Абдулмуталимовны что не рассказ – новое открытие. Она невероятная, рядом с ней ощущаешь и спокойствие, и непоколебимую уверенность в себе: «Всё у тебя получится! Попробуй!».

И ты пробуешь. Пробуешь выгравировать узор – второй, третий раз, а всё не так. Она берет в руки инструменты, говорит «Бисмиллахи ррахмани ррахим»­ и начинает. Под ее ловкими пальцами, точно на поляне, расцветают цветы. Учит и меня, под каким углом держать инструмент, на каком расстоянии предмет, прочим тонкостям, но бесполезно. Здесь говорят, что в ауле Кубачи настоящим днем рождения считается не тот день, когда ты родился, а тот, когда сел рядом с мастером. С этим нужно родиться, нужно перенять у предков, видеть и пробовать каждый день, засыпать с этим и просыпаться. Главному ремеслу кубачинцев она научилась еще маленькой девочкой.

– В 1979 году я окончила местную школу, но поступить в педагогический институт в этом же году не получилось. Пошла учиться на подготовительные курсы и поступила в следующем году заочно, и устроилась на Кубачинский художественный комбинат ученицей дополнительной гравировки. Вместе со мной были еще четыре девочки. Через несколько месяцев нам оплатили ученическую зарплату и перевели в мастера, – вспоминает она.

А на вопрос, почему выбрала работу именно гравёра, отвечает: «Мне всегда нравилась тонкая, изысканная работа».

Так она продолжала учиться и работать. После окончания института переехала с мужем в Туркменистан, и в чужой стране ее умения пригодились. Муж монтировал изделия, а Зайнаб гравировала. На это жили. По возвращении в Кубачи вернулась на работу на комбинат.

Каждое изделие, прежде чем покинуть аул, будь то кольцо в несколько граммов или пятилитровый самовар, побывает в руках нескольких мастеров.

Неважно, учитель ты или врач, ученый или крупный бизнесмен, но работать с драгоценными металлами просто обязан – так повелось испокон веков. И сегодня в местной школе детей обучают ювелирному искусству.

– С первого класса нас учили рисовать орнамент, а уже в четвертом классе доверяли гравировку изделий. Она бывает основная и дополнительная, – рассказывает мастерица, на время отвлекаясь от работы, чтобы «размять» глаза. – После глубокой гравировки накладывается чернь, затем полируют и далее приступаем к дополнительной гравировке. До сих пор в нашем музее есть работы учеников моих лет: рюмки, портсигары, обложка книги, итого где-то 50 килограммов изделий. Когда я была школьницей, мы работали с сереб­ром, а нынешние школьники – с медью.

За что бы Зайнаб Канаева ни взялась, всё в ее руках оживает. Она настолько сильно влюблена в старину, что решилась даже возрождать давно забытую женскую кубачинскую дублёнку, и у нее получилось. Как шить дублёнку, мастерицу, которая теперь еще и дизайнер, и модельер, и швея, никто не учил, не показывал. Ей хотелось самой понять, освоить, научиться, возродить ремесло – это ее дань памяти предкам.

Помню, как в прошлый мой приезд она надела дублёнку цвета спелой черешни, оценила в зеркале вид (так ли села), поправила самой же вышитый золотыми нитями каз, и мы пошли в народ, ловили удивленные взгляды сельчанок, давали потрогать дублёнку, разглядеть со всех сторон. Но на этом она не успокоилась и взялась шить такую же, только детскую. И да, она через пару часов гравировки не пойдет спать – в соседней комнате вновь застучит швейная машинка, разрисованная солярными знаками-оберегами, которую, кстати, Канаева привезла из Туркменистана в 1980-х годах.

Моя дорогая Зайнаб, вы вносите в жизнь краски, ваша профессия прекрасна и почетна. Удачи вам во всех ваших мыслимых и немыслимых начинаниях!

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

47
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

40
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

39
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

75
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

96
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...