12:21 | 22 ноября, Ср

Махачкала

22.11.2017
1EUR69.8184Руб+0.153
1USD59.4604Руб+0.1858

Испытание новой музыкой

1 2 3 4
A- A+

Моцарт, Бах, Чайковский, Шостакович… Произведения этих гениев далеко опередили свое время, однако композиторы никогда не переставали писать серьезную оркестровую музыку. Она продолжает развиваться как бы в параллельной Вселенной, в которую так редко случается заглядывать.

Какая она, современная музыка? Кто ее пишет? Как ее слушать? Форум современной музыки «Творческие пересечения», который организовала Даггосфилармония им. Т. Мурадова, дал богатую пищу для размышлений на эту тему. В его рамках прошло несколько концертов и дискуссий.

Завершающим мероприятием стал концерт «Творческие пересечения: Баку-Махачкала-Петербург», на котором прозвучали произведения А.Шёнберга, С. Прокофьева, С. Слонимского, Р. Фаталиева, А. Меликова, Н. Хрущевой, А. Зобнина. В концерте приняли участие Камерный оркестр филармонии под управлением Зарифы Абдуллаевой, пианистка Диана Увайсова, вокалистка из Баку Фарида Мамедова, скрипачка из Санкт – Петербурга Ольга Артюгина, дуэт скрипки и альта – Светлана Воробьева и Анжела Ибрагимова, а также авторы, исполнившие собственные сочинения – председатель Дагестанского Союза композиторов Рамазан Фаталиев и Председатель Петербургского отделения МолОта (молодежного отделения Союза композиторов) Артур Зобнин.

– Не случайно мы начали форум с творческого вечера виртуоза игры на кумузе, артиста Даггосфилармонии Башира Багавдинова. Наша задача была показать насколько современен этот инструмент, насколько он отражает настроения людей живущих в XXI веке. Он совсем не архаичен, а напротив соответствует вызовам времени. Еще одно мероприятие форума, которое вызвало большой резонанс – концерт Архиерейского хора Махачкалинской Епархии. Архиерейский хор дал светский концерт в таком знаковом здании для нашего города Театре Поэзии. В программах концертов Национального симфонического оркестра и Камерного оркестра мы обращались к истории и современности. Здесь друг за другом звучали произведения из музыкальной истории Дагестана, были Российские премьеры концерта корейского композитора Ким Хью Ок, американского композитора Евгения Магалифа и мировая премьера музыки израильского автора Элиэзера Эльпера. Еще одно знакомство этого года стало для нас открытием. Молодой представитель современного композиторского творчества Артур Зобнин – личность знаковая. Это уникальный человек, одержимый своим делом. Он встречался с композиторами, театральными деятелями, художниками и студентами махачкалинского музыкального училища. Своей убежденностью он заражает и подвигает людей к позитивному действию, – рассказала художественный руководитель Даггосфилармонии Ирина Нахтигаль.

Одним из запоминающихся событий форума стала встреча-дискуссия «Музыка в современном мире. Тенденции. Перспективы». Доктор культурологии, музыковед из Санкт-Петербурга Элла Махрова показала фрагменты из двух современных опер – «Детей Розенталя» на музыку Леонида Десятникова и «Два акта» Владимира Раннева. Первая полностью сохраняет все старые формы оперы, но иронически обыгрывает их. Вторая отказывается от всех традиционных форм так, что произведение уже невозможно определить как оперу. В качестве «градусника» современной музыки взята именно опера потому, что по словам культуролога, язык европейской музыки возникал в искусстве именно на оперной сцене. Проблема в том, что молодым композиторам на оперную сцену прорваться сегодня практически невозможно. Единственный современный композитор, которого принципиально ставит Мариинский театр – это Родион Щедрин.

– С 90-х годов все формы государственной поддержки композиторов в России исчезли. Ситуация стала меняться в лучшую сторону в 2008 году, с появлением Молодежного отделения Союза композиторов (МолОт) России. Во всех крупных городах уже появились его представительства. Надеюсь, появится оно и на Кавказе, – говорил председатель Петербургского отделения МолОта Артур Зобнин.

Он также отметил, что в целом по стране отношение к современной оркестровой музыке противоречивое, неоднозначное, особенно если ее автор – молодой композитор. Поэтому сам факт проведения в Махачкале форума современной музыки – очень радостное событие. Композитор убежден, что, чем больше современной музыки будет исполняться в конкретном городе, тем больше людей будет на нее приходить.

Во время форума Артур Зобнин встретился с теми, кто больше всего нуждается в свежем взгляде на музыку – студентами Махачкалинского музучилища. Уже сам факт общения с ярким исполнителем может стать поворотным событием в жизни молодого музыканта, как когда-то первое прикосновение к незнакомому инструменту.

Форум показал, что Даггосфилармония продолжает оставаться одним из локомотивов культурной жизни республики, развивая, расширяя наш музыкальный кругозор. Он познакомил слушателей с новыми именами, явлениями в музыке, про которых мы в суматохе работы, быта просто никогда бы не узнали. Воспринимать такую музыку с непривычки достаточно сложно, поэтому филармония знакомит нас с ней осторожно.

Новая академическая музыка – это зеркало идеальной чистоты, она тонко и точно передает то, что на душе и в уме современного жителя мегаполиса. Отражение в этом зеркале может вам не понравиться и не факт, что вы сразу себя в нем узнаете. Это нормально, потому что музыка – про нас с вами, про каждого в отдельности.

Статьи из рубрики «Культура»