Испытание завещанием перестраивает сознание
Начало 2020 года в дагестанских театрах ознаменовалось премьерными постановками на актуальные темы. На днях Азербайджанский государственный драматический театр представил вниманию зрителя спектакль-комедию «Завещание» по пьесе Зарипат Атаевой. Режиссер-постановщик – заслуженный работник культуры Республики Дагестан Ягут Хандадашева.
Пьеса, которая легла в основу премьерной постановки, не новая. Написанное еще в 60-х годах прошлого века произведение не раз ставилось на сценах национальных театров республики. Известный писатель Зарипат Атаева в своей работе исследует проблемы становления характеров в сложных ситуациях, в которых люди оказываются довольно часто. Кто-то сохраняет себя, свое достоинство, а кто-то раскрывается с совершенно новой, неожиданной стороны.
В пьесе «Завещание» все это показано настолько точно, емко, что уже на протяжении многих лет режиссеры разных театров республики вновь к ней возвращаются. Два года назад на ее основе поставили спектакль в Аварском драматическом театре, и снова актуальный на все времена сюжет ожил на сцене Азербайджанского театра.
Действие происходит в наши дни в одном из высокогорных сел. Алим и Гашим приезжают из города со своими женами к отцу, чтобы установить памятник на могиле покойной матери. Их жены Ковсар и Галима мечтают о наследстве, оставшемся от покойной. Каждая старается показать себя в лучшем свете перед отцом.
Старшие сыновья, отказавшись от уговоров отца переехать жить в село, под влиянием своих жен, ищущих во всем личную выгоду, уговаривают его продать дом и переехать в город жить с ними. Усомнившись в своих детях, Муртузали решает проверить их и приезжает в город, сделав вид, что продал дом и все хозяйство, но деньги у него украли в дороге. С этого и началось все самое интересное, стала проявляться истинная сущность участников действа.
Несмотря на то, что спектакль построен в жанре комедии и смеяться действительно было над чем после каждой мизансцены, как и задумывали в свое время автор пьесы и постановщики спектакля, смех — не самоцель. Зритель волей-неволей должен мысленно возвращаться в реальность, анализировать свои поступки, мир, в котором он живет, по-новому оценивая окружающих его людей.
— Отталкиваясь от известной пьесы, работая над новым ее воплощением, мы предложили зрителю поговорить о вечных и важных вопросах: кто мы? какие? Все, что происходит, происходит само или наши характеры в корне меняет среда, в которой мы обитаем? Уверен, зритель откликнулся на эти вопросы. Для нашего коллектива это очень важно. Ведь когда ставится новый спектакль, нужно не просто поднять какую-то тему, которую ранее не поднимал, а чтобы эта тема была связана с размышлениями, какими-то проблемами, которые постоянно окружают людей, – отметил директор Азербайджанского театра Фирдоуси Аскеров.
Поднятые в комедии извечные вопросы взаимоотношений отцов и детей не оставили зрителей премьерного спектакля равнодушными.
После показа гости в зале спешили поблагодарить любимых артистов за минуты позитива и качественную, наполненную актуальными смыслами постановку.
— Спасибо нашему театру за хороший спектакль. Отличная комедия, которая показывает, как быстро людей могут изменить деньги. И это актуально всегда, к сожалению, – отметила гостья премьеры Тамила Михрабова.
— Комедия получилась очень веселой, но при этом весьма поучительной. В погоне за богатством можно потерять самое главное – любовь, взаимопонимание и тепло семейного очага, – поделилась своими впечатлениями другая зрительница Диана Гаджибекова.