Сетевое издание «Дагестанская правда»

17:00 | 29 октября, Чт

Махачкала

Weather Icon

История длиною в 13 лет

Театры
A- A+

Дагестан уверенно укрепляет свои позиции как еще одной значимой культурной площадки нашей страны, объединяющей творческие коллективы разных государств и континентов. Наглядное тому подтверждение – Год театра, прошедший в республике. Он ознаменовался сразу двумя крупнейшими международными проектами – Фестивалем театров кукол стран БРИКС и Международным театральным форумом. Однако это не всё. В этом году мы, несмотря на сложности, также еще раз смело заявили о себе всему театральному сообществу страны, в шестой раз проведя в Махачкале Международный фестиваль русских театров.

С 5 по 13 октября в режиме онлайн, а также на сцене Русского драматического театра свои спектакли представили 15 коллективов русских театров, в числе которых труппы из Германии, Азербайджана, Сербии и Украины. Из регионов России в фестивале участвовали театры из Казани, Черкесска, Назрани, Нальчика, Грозного, Элисты и Астрахани.

Добрая традиция не прервалась

У фестиваля уже есть история: первый форум состоялся в 2007 году и заставил изрядно поволноваться и организаторов, и участников. Во-первых, в СМИ в тот период всё еще превалировала довольно негативная оценка уровня стабильности в республике. Во-вторых, никто не мог поручиться за стопроцентный успех самой затеи, несмотря на то, что в республике работают 8 государственных национальных театров, есть музыкально-драматический театр и Театр кукол, немало и народных. Однако всё получилось. Более того, желающих участвовать в фестивале с каждым годом становится больше. В этом году коронавирус внес свои коррективы, многое было отменено. Грозило это и традиционному фестивалю, но, благо, он состоялся. Да, к сожалению, без живого контакта со зрителем, что, впрочем, не помешало традиционному порядку проведения форума, главные составляющие которого показы и обсуждения спектаклей экспертами, театральными критиками.

Автор масштабного проекта Скандарбек Тулпаров, художественный руководитель Русского театра им. М. Горького:

— Думаю, формат нашего фестиваля привлекателен – это праздник! Для зрителей, для артистов, для режиссеров и вообще для всех, кто имеет отношение к театру. Никаких конкурсных просмотров, никакого соревнования. Все участники ежегодно получают памятные статуэтки с символом фестиваля и дипломы. И еще они получают бесценную возможность увидеть работу коллег из разных мест, сопоставить творческие подходы, точки зрения, оценить находки, отметить упущения. Наш фестиваль  – это еще и мощная творческая лаборатория. Ведь после каждого спектакля жюри, в составе которого известные театральные критики, режиссеры, раскладывает «по полочкам» показанное действо, отмечает удачные моменты, дает оценки, делает замечания. Да-да! Без этого в нашем деле никак.

Отметим, что в этом году в составе жюри были авторитетные деятели театрального искусства нашей страны – Валерий Подгородинский, Александр Мягченков и Елена Покорская, дагестанский театровед Гулизар Султанова. Кроме того, впервые в республику прибыл Ювеналий Калантаров.

Поцелуй сквозь стекло

Такое образное сравнение появилось у членов жюри фестиваля в процессе просмотра спектаклей, большая часть которых в этот раз в связи с пандемией была представлена в видеозаписях. Воспринимать через экран постановки было довольно-таки сложно, ведь прелесть театра в живом контакте зрителя и актера. Но, несмотря на все трудности, жюри по достоинству оценили организацию и уровень мероприятия.

Театровед Валерий Подгородинский, не первый раз приезжающий в Махачкалу в рамках форума, отмечает, что каждый год фестиваль укрепляет свои позиции, становясь своего рода центром притяжения прогрессивных творческих сил самых разных концов планеты. Кроме того, эксперт заявил, что если 30 лет назад специалисты из театральной среды сошлись бы во мнении, что театральным центром Северного Кавказа является РСО-Алания, то сейчас таким центром, без преувеличения, можно назвать Дагестан. Основание тому, по мнению театроведа, не только фестивали, которые проводит республика, но и то, что театральные коллективы на высоком уровне работают и представляют свои постановки на самых разных культурных площадках России.

Режиссёр Ювеналий Калантаров согласился с мнением о том, что Махачкала может бороться за звание культурной столицы Северного Кавказа. При этом упор он также сделал на дальнейшем совершенствовании театрального искусства: «Фестиваль хорош тем, что здесь проходит учёба с привлечением специалистов. Моё пожелание – сделать это системой, подключив Москву, Питер, лучших специалистов, чтобы они поработали с актерами. Сколько артист живёт, столько он должен учиться. И, я думаю, вы сможете это организовать на основе фестиваля. Фестиваль может быть не только театральный, а может быть фестиваль культуры, искусств, гуманитарных наук».

Театровед, критик, старший эксперт Центра социокультурных экспертиз, кандидат искусствоведения Елена Покорская отметила важную объединяющую силу масштабного театрального форума.

«Фестиваль получился совершенно замечательный, – сказала гость республики. – Сегодня, когда время конфликтов, он объединил вокруг себя людей творчества, доказав в очередной раз: искусство – то самое начало, которое способно преодолеть все разногласия, ему чужды какие-либо границы. Кроме того, этот фестиваль, на мой взгляд, показал, что театр – одна из немногих вещей, способная вернуть людям веру, что жизнь станет нормальной. Я рада, что фестиваль в Махачкале состоялся, несмотря ни на что, и надеюсь, что проведению следующего ничто не помешает. И даст бог, он пройдет уже в живом формате с присутствием зрителя».

Заслуженный деятель искусств России Гулизар Султанова главной ценностью прошедшего фестиваля назвала состоявшиеся мастер-классы для актеров и других работников театра.

«В любой профессии важно стремиться к совершенствованию своих навыков, расти над собой, а для актера – это первостепенная задача. Из года в год он должен идти вперед, впитывать новые знания, овладевать новым опытом. В этом смысле очень важно, чтобы артисты имели возможность учиться у профессионалов, получать от них ценные рекомендации. Прошедший фестиваль дал такую возможность, собрав в Махачкале специалистов по различным театральным дисциплинам. Это был настоящий подарок для всех театров нашей республики», – сказала Султанова.

Российский тележурналист и актер Александр Мягченков отметил высокий уровень организации фестиваля, несмотря на сложности, продиктованные угрозой распространения коронавирусной инфекции. «Этот фестиваль имеет своё лицо. Я постараюсь сделать то, что от меня зависит, чтобы о нем услышали и узнали о театральной жизни Дагестана, потому что она очень интересна», – заверил он.

Гвоздь фестиваля – «Ричард III» (реж. Д.Павлов)

В этом году наша республика представила три спектакля: «Васса Железнова» и «Ричард III» Русского театра и премьеру «За закрытыми дверями» Ногайского театра. Не будет преувеличением сказать, что все эти работы дагестанских коллективов по хорошему удивили экспертов. Так, к примеру, спектакль-трагифарс Государственного республиканского драматического театра Дагестана «Ричард III» по пьесе Уильяма Шекспира режиссера Дмитрия Павлова вызвал бурное обсуждение среди критиков.

Александр Мягченков смело заявил, что данная постановка – лучший спектакль фестиваля:

«Это было талантливо, не скучно. Главный герой здесь, конечно же, Дмитрий Павлов, он же и режиссер-постановщик. Спектакль – это его дитя, он его выносил, родил; тут и его сценография, и музыкальное оформление. Всё в целом создает довольно убедительный образ. Режиссер проявил свою буйную невероятную фантазию. Вначале мне казалось, что главная задача его – сбить нас с толку, разрушить все штампы, показать, что вот так еще не было – и это действовало. В целом, картина завораживающая».

Журналист обратил внимание и на то, как очень хорошо актеры сыграли свои роли. Он отметил высокий профессиональный уровень заслуженного деятеля искусств Дагестана Марины Карпачевой, народных артистов – Алексея Тимохина и Владимира Мещерина. Мягченков назвал происходящее на сцене во время спектакля «многокрасочной объемной живописью», а саму работу – высоко профессиональной, очень индивидуальной и качественной. Журналист посоветовал руководству театра номинировать спектакль на национальную театральную премию «Золотая маска».

Елена Покорская после просмотра сказала, что, несмотря на продолжительный четырехчасовой показ, спектакль хотелось смотреть не отрываясь. В своем профессиональном разборе она высоко оценила работу художника по костюмам, сценографию, световое оформление, а также цветовые решения и их символизм, оригинальную функцию в спектакле, найденную режиссером. По словам Покорской, интересно в спектакле созданы образы жертв.

«Актерам удалось создать очень запоминающиеся, очень точные образы, а играть их гораздо труднее, чем играть злодеев. Каждая жертва на пути Ричарда умирает по-особому. Тонко, изящно и очень сложно работает цвет в этом спектакле. Тут придумано много каких-то вещей, осмысленных и сильных, которые потом вспоминаешь. И хочется сказать, что это замечательные режиссерские находки», – сказала Покорская.

Ювеналий Калантаров в свою очередь отметил:

«Это замечательная работа говорит о культуре режиссера, о знании им истории театра. Условность декорации, создающая вневременное пространство, и свет сделали для меня этот спектакль особенно интересным».

Калантаров также отметил эффектность мизансцен.

Подытожил обсуждения председатель жюри – театровед Валерий Подгородинский. По его мнению, в спектакле есть авторское решение. Он высоко оценил музыкальную составляющую постановки.

«Очень замечательно, что труппа, воспитанная моим другом Мавлетом Тулпаровым, пошла за режиссером Дмитрием Павловым, поверила ему. И то, что происходит на сцене, интересно. У меня появилось желание спросить у режиссера, где он ставит спектакли в Москве, и непременно прийти к нему. Это было очень талантливо. Вы, господа актеры, столкнулись с несколько другой эстетикой современной режиссуры, – обратился он к собравшимся. – Но сколько в этом театре оказывается есть разновидностей! На мой взгляд, то, что вы получили от работы в этом спектакле, даст вам многое в ваших новых работах».

Завершая обсуждение, Подгородинский еще раз поздравил всех с интересной работой и сказал, что она, конечно же, всегда будет вызывать споры, а это самое замечательное в искусстве.

Лекции в формате игры

Но не только показами спектаклей запомнился фестиваль. Ведущие актеры, творческие работники дагестанских театров и студенты актерских отделений получили в дни форума возможность стать участниками большой образовательной программы.

Как в одночасье состарить юношу? Какие нюансы нужно знать, чтобы актер мог правильно работать со своим голосом, создавая нужный образ своего героя и при этом не травмируя своих голосовых связок? Как основы сценического движения помогают актеру органично жить в своей роли и в действии спектакля?

Ответы на эти и многие другие профессиональные вопросы раскрывали руководители образовательных занятий и мастер-классов, ведущие деятели театрального искусства нашей страны. В их числе педагог-преподаватель РАТИ (ГИТИС) Владимир Гончаров; российский актер и режиссер Валентин Стасюк; заслуженный работник культуры России, кандидат филологических наук, профессор Мария Оссовская и гример Татьяна Матвеева с опытом работы в Большом театре, театре РАМТ, Электротеатре Станиславского.

Возможность, не выезжая далеко за пределы родного города, стать участником полноценного образовательного курса была по достоинству оценена многими. По завершении серии мастер-классов участники были переполнены добрыми эмоциями и не уставали благодарить своих педагогов за новые знания.

– Мне и моим коллегам по театру посчастливилось попасть на мастер-класс по сценической речи. Проводила его Мария Петровна Оссовская. Сказать, что мне понравилось, не сказать ничего. За несколько дней профессиональный педагог показала нам много замечательных упражнений, которые помогают артисту правильно работать со своим голосом, дала ценнейшие рекомендации. Запомнилась и сама атмосфера наших занятий. Не было такого вычурного академизма. В форме игры, соревнования каждый был вовлечен в процесс и на деле отрабатывал то, чему учил педагог. Это было здорово. Наш театр всё записал на видео, чтобы и в последующем использовать ценные уроки Марии Петровны, – поделилась народная артистка Дагестана, ведущая актриса Даггостеатра кукол Екатерина Касабова.

Такие добрые отзывы звучали из уст каждого, кто посетил мастер-классы в рамках фестиваля. Это наглядное подтверждение тому, что образовательная программа прошла продуктивно, а значит организаторы – Русский театр при поддержке Минкультуры и Союза театральных деятелей – постарались на славу.

– В любой профессии важно расти и развиваться. Этот процесс идет в театре постоянно, а фестиваль предоставил нам очередную возможность пригласить в республику лучших специалистов в своем деле, и мы рады, что наши коллеги из театров республики воспользовались возможностью, посещали эти занятия и взяли для себя полезные знания, – отметил директор Русского театра Тимур Магомедов.

… Вот такой большой и насыщенной программой были наполнены прошедшие 10 фестивальных дней. Очередной форум показал, что культурный бренд, созданный 13 лет назад, укрепил свои позиции. Из года в год собирая в столице нашей республики ведущие творческие коллективы нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, фестиваль смело заявляет миру: Дагестан – это мирный регион. Здесь живут и созидают, здесь творят свою историю талантливые мастера сцены, здесь по-своему кипит театральная жизнь и развивается театральное искусство.

(Фото из архива театров)

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Театры»