Купить PDF-версию
23:53 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Из глубины веков

Так уж повелось в горах Дагестана, что изготовлением гончарных изделий занимались женщины, а продажа готовой из глины посуды разнообразных форм и назначений было делом мужчин. Они развозили необходимые в домашнем быту кувшины, тарелки, кружки по горным селам, погрузив хрупкие изделия в плетеные из хвороста сетки на ослов, мулов, лошадей. Попадала такая посуда и в города Дагестана, покупали ее и за пределами Страны гор.

Центром изготовления таких изделий был Балхар – селение в Акушинском районе, которое славится оригинальным и самобытным искусством керамики. Совершенство форм, устойчивость кувшинов разного назначения, соответствие их особенностям горского быта делали изделия балхарок востребованными.

Лепится посуда из природного материала – глины – на ручном гончарном круге простейшей конструкции. Если в других регионах страны для производства керамики подобный гончарный круг механизировали, вращая его с помощью электричества, то в Дагестане издавна весь процесс лепки от замачивания глины до росписи готовых изделий проходит вручную. Расписывают их кистью тоже самодельной, макая в белую глину, контрастную по цвету после обжига изделия, принимавшего различную окраску от оранжевого до бледно-­бежевого.

Обжиг производится в гончарных печах «чара» простейшей конструкции в два яруса. Внизу – топка, над ней – камера, куда закладываются изделия. Топливом служит кизяк. Нередко языки пламени горящего кизяка наносят на кувшины свой рисунок. Они становятся более живыми, как мне кажется, одушевленными. Такие мне больше нравятся, нежели те, которые выходят из печи ровного обжига.

В роспись сосуда каждая мастерица вносит что-то свое, индивидуальное, не нарушая сложившихся общих принципов орнаменталистики, не имеющей строгой симметрии, безукоризненной точности, но необычайно выразительной, гармоничной с формой кувшина. Традиционное и индивидуальное слито в единое целое в работах балхарских мастеров росписи (снимок вверху).

Но балхарская керамика — это не только кувшины, блюда, горшки для запекания мяса с картофелем и другими овощами, подойники, маслобойки, кружки…

Оригинальностью, неповторимостью, своеобразием отмечена керамическая декоративная скульптура малых форм. Это целый мир диких и домашних животных, порою сказочных, бюсты или во весь рост горцы, жанровые сценки из сельской жизни с изрядной долей юмора, светильники, глиняные игрушки… Поражают ясность образов, совершенство пластической формы, четкость линий, роспись, усиливающая восприятие. Все это придает балхарской миниатюрной скульптуре эмоциональную выразительность.

Современное керамическое производство Балхара, несмотря на архаичность процесса изготовления продукции, ярко самобытно, сохраняет неповторимость. Работы балхарских мастериц получили всеобщее признание на отечественных и зарубежных выставках, лучшие умельцы имеют высокое звание заслуженного деятеля искусств Дагестана.

Коллекциями балхарских изделий гордятся республиканские музеи, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге.

***

Непростая судьба у сулевкентских мастеров керамики. Они жили в долине Сулевкентской реки (Дживус), уровень которой во время длительных осадков или сильных ливней значительно поднимался и селевыми потоками с гор селение Сулевкент неоднократно разрушалось.

Поэтому, а также ввиду труднодоступности этой местности и затруднений в хозяйственном общении с другими селами, сулевкентцев переселили в Чечено-Ингушетию в 1944 году.

А между тем Сулевкент был одним из крупных и известных центров гончарного производства, имеющим древние и развитые традиции, восходящие, как утверждают ученые-историки, к эпохе раннего Средневековья. Здесь делали хозяйственно-бытовую посуду (на снимке справа) с разным расписным узором, которая отличалась от балхарской.

Это был единственный центр поливной керамики в Дагестане. Готовые глиняные изделия поливали глазурью, часто украшали налепным рельефным орнаментом, чего не встречалось ни в одном другом горном ауле. В декоративном убранстве мисок, чашек, маслобоек, кувшинов значительное место отводилось изображениям птиц, оленей, баранов, туров. Изделия сулевкентцев охотно покупали в Осетии, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, где работали гончары-отходники.

С переселением жителей Сулевкента древнее искусство гончаров пришло в упадок, уже не было практически той глины, прежние мастера занялись другим ремеслом. Когда в конце 50-х годов прошлого века сельчан вернули в Дагестан и поселили в Хасавюртовском районе, мастеров, владеющих техникой гончарного дела, остались единицы. А со временем был утрачен рецепт поливки, чем так славились изделия прошлого Сулевкента.

Сейчас в результате работы сотрудников ДНЦ РАН, старейших мастеров в содружестве с молодыми гончарами в поиске рецепта поливки сулевкентская керамика возрождается. Эти изделия все активнее появляются на выставках, ярмарках народных промыслов Дагестана.

Похожие

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

21
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

27
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

44
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

34
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

73
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

43
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

89
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

37
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

73
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

88
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...