Сетевое издание «Дагестанская правда»

03:00 | 17 апреля, Сб

Махачкала

Weather Icon

Я влюбился в Дагестан

A- A+

В Историческом парке «Россия – моя история» открылась фотовыставка «Наследие» члена Союза фотохудожников России, лауреата премии РФ в области культуры Андрея Клюева (на снимке). Выставка организована Агентством по охране культурного наследия Дагестана. На выставке представлены 32 фотографии автора, которые он подарил в конце 2020 года Агентству. Их можно увидеть до 31 марта.

– Надеюсь, что в скором времени приеду в Дагестан и буду пополнять свою коллекцию объектов культурного наследия, – сказал в телефонном разговоре Андрей Клюев (на этот раз ему не удалось выбраться на персоналку – виной тому коронавирусная пандемия). – Не исключено, что выставка пройдет в Дербенте.

Неизгладимое впечатление

Впервые в Дагестан автор серии альбомов по историко-культурному наследию России приезжал в 2008 году. Фотограф признается, что горы произвели на него неизгладимое впечатление. Своей красотой и древностью покорил Старый Кахиб (Шамильский район).

– Я проникся этой атмосферой, осознал, как там 500 лет назад люди жили, какие у них были радости и с какими проблемами сталкивались, ощутил это на развалинах… В серии «Сны Старого Кахиба» есть удивительный снимок: облако над аулом, трансформировавшееся в образ стройной, грациозной и скромной горянки в национальном костюме. Я с изумлением смотрел на это чудо природы. Но, как справедливо отмечают коллеги, любоваться можно и потом, сначала нужно успеть сфотографировать. Буквально несколько секунд, и небесная красота уплыла бы, но ее удалось увековечить.

И это становится стандартом…

Фотографией Андрей Валерьевич серьезно начал заниматься в 1977 году. Профессионалы снимали на пленку и понимали, что делают и для чего это нужно.

– Кадры, сделанные цифровыми фотоаппаратами и телефонами, могут быть яркими, но в этом-то и кроется проблема, – говорит Клюев. – Люди привыкают к плохому изображению, и это, увы, становится для них стандартом. «Цифра», по сути, убила пленочную фотографию, а ведь мастерству мы учились годами. Казалось бы, что там такого – нажимаешь кнопку фотоаппарата. Но не получается. А все потому, что самое главное в нашем деле – мастерство фотографа.

Правила съемки отличаются. Если для портретных или пейзажных съемок Клюев придумывает образ и пытается реализовать его, то при съемках объектов культурного наследия подход несколько иной.

– В 2011 году, когда праздновали 20-летие СНГ, представители российского Министерства культуры решили организовать фотовыставку объектов культурного наследия страны. У них были паспорта объектов, но художественных фотографий, которые можно представить на мероприятии в Ташкенте, где собирались главы государств, не было. Для этого события отобрали около 60 фотографий, – рассказывает он. – Тогда мне предложили создать коллекцию художественных фотографий объектов культурного наследия Российской Федерации. По заказу министерства была создана такая коллекция, куда вошли 1967 снимков. По условию нужно было отретушировать электрические провода и рекламные вывески, чтобы объект смотрелся красиво. Много труда было вложено в эту работу, но коллекция снимков объектов культурного наследия «Образы России» получилась впечатляющей.

За традиционной работой

Еще на заре своей профессиональной деятельности Андрей Клюев понял, что не хочет показывать в своих фото событийность, освещать работу чиновников для него не представляло интереса. Он принимал участие в различных международных фотографических конкурсах, на которых получал награды за свои снимки, провел большое количество персональных фотовыставок. С его участием издано 22 альбома по историко-культурному наследию субъектов РФ.

Приезжая в Дагестан, фотографирует архитектурные объекты, параллельно снимает этнографическую тематику, пейзажи. Так собран достаточно большой материал, и он должен быть востребован. Фотограф хочет создать этнографическую коллекцию.

– Буду фотографировать жителей республики в национальных костюмах либо за традиционной работой – стрижкой овец, обработкой шерсти, вышиванием и шитьем, – делится он планами на будущее. – В этом году планирую сделать снимки на черно-белую пленку с размером негатива 13×18 см. А печатать буду на бромосеребряной бумаге. Обеспечу полную стилизацию этнографической съемки, как было в конце XIX – начале XX вв. Есть предварительная договоренность с Музеем истории религии в Дербенте – обещали помочь с выбором костюмов для фотосъемки.

Я люблю горы, возможно, поэтому их так много в моих альбомах. Я не альпинист, а фотограф, и для меня важнее получить красивый художественный образ. Мне нравится снимать национальный костюм, утварь, обычаи и традиции, а эмоции привнести в изображение. Лет тридцать снимаю тюркоязычный мир как в нашей стране, так и в Монголии. Есть мечта издать альбом по историко-культурному наследию Дагестана.

Фотограф признается, что влюбился в нашу республику. – Однажды я снимал северную городскую стену в Дербенте, – рассказывает Андрей Валерьевич, – и чтобы не запутаться подписывал в блокноте каждый объект. Подходит мужчина, здоровается. «Сейчас жарко, вы устали. Пойдемте со мной, отдохнете, по­обедаете», – говорит он мне. День действительно был жарким. Поблагодарив его за приглашение, я думал отказаться, но он был очень настойчив, возражений не принимал. И это не единичный случай, когда по отношению к тебе проявляют радушие. Для меня Дагестан – республика, встречающая всех гостей с распростертыми объятиями. Я влюбился в Дагестан.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»