Купить PDF-версию
09:12 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Этот долгий путь к себе

Казалось, название книги «Вечерние поля. 2240 шагов от Батырая до Капиева» предлагает обозрение творчества двух известных литераторов. Ан нет. Это книга-альбом художника Марата Гаджиева. Тогда почему в названии упомянуты Омарла Батырай и Эффенди Капиев? Дело в том, что в Махачкале две улицы названы в их честь, и на них поочерёдно находятся творческие мастерские художников – две дороги с ухабами и рытвинами, но обе солнечные – привели Гаджиева к самому себе.

Почему я назвала «Вечерние поля…» книгой-альбомом, хотя профессионалы называют каталогом? Потому, что автор рассказывает о творческом пути с первого своего прихода в мастерскую по росписи тарелок, что была на улице Батырая, до сегодняшнего дня, прошагав 2240 шагов к мастерской на улице Капиева, путь длиною в 25 лет.

Мастерская, где творили молодые художники (самому старшему было около 30 лет), имела общий забор с первым в Махачкале родильным домом, что весьма символично: по одну сторону рождалась Жизнь, по другую – Мечта. Радость наполняла корни и дарила надежду, что из пришедших в этот мир в широком понимании этого слова и в мир творчества родятся новые имена.

На ул. Батырая было пристанище молодых мечтающих и тонко мыслящих художников. Они основали его в бывших токарных мастерских механического техникума. «Это было давно, в те времена там кипела жизнь. Юношеский максимализм, энергия, неотступный творческий голод. Я летел в мастерскую по выверенному маршруту, срезая углы, напевая навязчивые мелодии, приближал минуту прикосновения к фарфору, – вспоминает Марат. – Середина 90-х была прекрасна, потому что меня окружали непризнанные гении». Молодые и талантливые создали в Дагестане школу надглазурной росписи, которая не уступит признанным именам ни техникой исполнения, ни полетом фантазии.

Фарфор легкий и прозрачный – мечта. На глазурованной поверхности загадочный путь в лабиринт символов земных цивилизаций. «Проснитесь, горожане, видите – на «Батырке» уже давно горит свет и в печном жаре (моменты обжига тарелок с росписью) пышет яркими красками обыкновенное чудо обычных земных мастеров. У каждого свой почерк и творческий беспорядок в голове», – делится в своих зарисовках автор книги. И далее он ностальгически грустно продолжает: «Моя первая ода цеховому братству на Батырая была написана, когда в мастерской работало уже не много художников. Те, кто ее основал, сегодня далеко. Судьба многих прекрасных мастеров, на ком лежала печать одухотворенности и таланта, вершится теперь помимо Батырая в других городах и странах. В 2017 году мастерскую снесли (остался небольшой коридор с муфельными печами). Там, где проходила наша бурная жизнь, груда камней и бурьян. В нескольких метрах от этого места выросла элитная многоэтажка с ажурными ограждениями балконов. Век новый с жесткими ритмами ворвался в маленький цех. Нет раскидистых деревьев, их поглотили гаражи и асфальт».

«Не знаю, сколько прошло дней, прежде чем я вновь сел за роспись фарфора. Недавно прошел путь от места, где была «батыраевская» мастерская, до новой «капиевской» – шагомер показал 2240. В апреле 2019 года началась моя эпопея на ул. Эффенди Капиева», – с энтузиазмом начинает новый период творчества Марат Гаджиев. Десятки эскизов 90-х годов легли в основу нынешних работ. Ему захотелось свести в одном пространстве сделанное в разное время. Так сложилась выставка, демонстрацию которой приходилось переносить во времени. Удалиться в мастерскую поработать отступало под натиском требований оставаться дома – мы все попали в уханьскую ловушку. Вопреки обстоятельствам, выставка состоялась.

– Надглазурная роспись по фарфору – насыщенный период моей жизни, – исповедуется Марат. – В батыраевскую сеть я попал холостым и крайне неуверенным в себе человеком. Не прошло и полгода, как всё изменилось. Стоило мне провести несколько обжигов, и сомнения исчезли, просто растворились в круглосуточной работе.

– Он не замечал, что лампочка над головой давно перегорела и стул под ним шатается – он рисовал. Приходил раньше всех до своей основной работы в издательстве, по окончании рабочего дня летел обратно в мастерскую, буквально жил там и творил, – вспоминает, как работал Марат, его коллега Диана Гамзатова.

– Вдохновение не приходит во время бездействия и мечтаний, – размышляет Марат. – Именно в процес­се труда над собой, даже при отсутствии настроения, времени, я стараюсь быть предельно собранным, с единственным желанием творить.

В его тарелках неистребимая привлекательность завораживающей красоты, в них успокаивающая сила и одновременно любование всплеском таланта автора росписи. Философия, побуждающая некоторое усилие над осмыслением изображаемого художником, лиризм, поэтическая образность характерны для творчества Марата Гаджиева. Поэтическим альбомом назвала «Вечерние поля» ведущая презентации этой книги-каталога красноречивая певунья русского языка Миясат Муслимова. Книга-альбом действительно тесно приближена к поэзии, и не только потому, что рядом с расписными тарелками даны любимые автором стихи, но и потому, что художественное изображение перекликается с поэтическим словом, которое гармонично вплетается в композицию росписи, усиливая эмоциональное восприятие.

– Читать стихи любимых поэтов аудитории я не силен, а вот вложить силу поэтического слова в белизну фарфора пробую и имею наглость вкладывать в изображаемые сюжеты рифмы собственного сочинения, – признается художник. Он старается подбирать стихи для иллюстрации художественно выполненных тарелок, «чтобы они совпадали со звоном фарфора».

– То, что Марат многогранен, видно по его работам, в технике росписи, графике, живописи или поэзии (да, он еще и стихотворец). И как это уживается с его умением все конт­ролировать и структурировать, не знаю, – признается Диана Гамзатова, преподаватель школы дизайна.

Марат – участник множества групповых выставок в Махачкале, Краснодаре, Томске, Владикавказе, Майкопе, Тбилиси, Ставрополе. Его персональные вернисажи были показаны в Москве, Минске, Актау (Казахстан). Работы художника в собраниях музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, университета им. Джавахишвили в Тбилиси, Томском художественном музее, в коллекциях любителей его творчества в Германии, Австрии, Канаде, Казахстане, Грузии, Беларуси и, конечно же, у махачкалинцев. К тому же Марат был долгие годы ответственным секретарем и позже зам. главного редактора газеты «Молодежь Дагестана», художественным редактором Издательского дома «Дагестан», а ныне – учредитель и главный редактор Кавказской литературно-художественной газеты «Горцы», организатор международных выставок «Кавказский экспресс», книжной выставки-ярмарки «Тарки-Тау».

– Я родился в год Обезьяны, оттого и происходят со мной всякие сомнения и метания. До 2000 года всё искал себя. А потом оказалось то, о чем боялся сказать вслух и в чем не признавался самому себе, настигло на четвертом десятке лет. Ну какой я художник? Да вот такой и художник, – говорит о себе Марат.

Ну что ж, остается пожелать нашему коллеге счастья в искусстве и от искусства!

Похожие

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

Дарим книги с любовью

14
Этот молодой праздник отмечают не только в России, но и в других странах. Книголюбы по всему...

Следуя пути Искандера

18
В современной литературе конкурсы стали одним из эффективных средств выявления талантливых...

Исследование социолога

15
В махачкалинском Издательском доме «Дагестан» вышла в свет монография «Исламское сознание...

…И рейхстаг под его сапогами

31
Великая Отечественная война остается задевающей сердце болью, а душу – воспоминаниями....

Если настанет час испытаний

37
Я неожиданно для себя в интернете увидел презентацию книги народного поэта Дагестана Залму...

История романа

176
На недавнем торжественном мероприятии, посвящённом 105-летию нашей газеты, была презентована...

Читатели-почитатели

42
«Школьники – люди. Хотя и маленькие, но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же...

Математик, педагог, новатор

56
В наше неспокойное время не часто можно встретить человека высокого звания, увлеченного своим делом, у которого в приоритете приносить своему народу как можно...

Статьи из «Книжная полка»

В дар библиотеке

7
Выражение «Книга – лучший подарок»  прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Мы дарим книги...

«Дороги сердца» Мисей Абдусаламовой

138
Педагог, многодетная мать Мисей Абдусаламова (на...

Чох-Коммуна, рис в борще и бабушка Херай

119
Вот так идешь на работу каждое утро, занимаешься...

«Возвращение»

14
В Дагестанском книжном здательстве вышла в свет повесть Агаси Ибиева «Возвращение». Не...

Люди с красными глазами

49
Если оглянуться на 100 лет назад, то одним из самых ярких событий 1923 года было строительство в...

Первый атлас пещер России

14
Коллектив отечественных спелеологов при грантовой поддержке Русского географического...

Его герои – из жизни

75
Ибрагим Ибрагимов (на снимке) – даргинский писатель, пишущий на родном и русском языках, –...

Учитель из Кища

53
Очень часто ко мне обращаются сотрудники литературных изданий из-за пределов Дагестана с...

«…И сила в том моя»

61
При обсуждении списка претендентов на соискание премий имени Расула Гамзатова за 2023 год в...

«Есть такая земля…»

15
Книга Миясат Муслимовой (Мариян Шейховой) – яркое художественное свидетельство о...

…И невероятная сила слов

87
С начала XXI столетия расширение «поэтического взгляда» на мир явилось важной особенностью современной кумыкской поэзии. Стремясь глубоко исследовать жизненные...