Купить PDF-версию
18:59 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
10:48 15.04.2016

Как молоды мы были

О творчестве махачкалинской молодежи, духовной атмосфере 70-80-х годов прошлого века вспоминали на «посиделках» в Театре поэзии немолодые люди, убеленные сединами, отцы семейства, состоявшиеся профессионально и творчески. Вечер посвятили памяти режиссера Гусейна Бартыханова, зажегшего творческий костер молодежного театрального движения в республике.

Не случайно вечер в Театре поэзии я назвала «посиделками», он был лишен какой бы то ни было официальщины или заорганизованности. Собрались люди разных профессий, которые 35-40 лет назад увлеченные театром были «актерами» Молодежного экспериментального театра-студии и показывали свои спектакли широкому зрителю.

В те годы Дагестан отличался творческой активностью в актерском искусстве и театральной режиссуре. Наше искусство заявило о себе после организованных правительствами страны и республики Дней литературы и искусства Дагестана в Москве, а затем в Ленинграде, где в театре оперы и балета были показаны опера Ширвани Чалаева «Горцы» и балет Мурада Кажлаева «Горянка», прошли выставки наших художников, мастеров-прикладников, открыты новые таланты, а молодые сценографы стали лауреатами международных выставок. Тогда потребностью времени, способами общения, самовыражения молодежи в искусстве были рожденные спонтанно, как само собой разумеющееся, полупрофессиональные, любительские студенческие коллективы, ансамбли, театры, делавшие первые шаги в искусстве.

Одним из них был Молодежный экспериментальный театр-студия, получивший статус народного. Он не имел своего помещения и постоянного состава «актеров». Первый его спектакль – музыкально-лирическая комедия «Если ты любишь – скитайся по горам» по повести Ахмедхана Абу-Бакара «Ожерелье для моей Серминаз» – в 1979 году был встречен зрителем с огромным интересом и дал толчок к созданию любительских творческих коллективов разных направлений. К руководителю и режиссеру молодежного театра – выпускнику высших режиссерских курсов института театрального  института в Москве (ГИТИСа), научному сотруднику тогдашнего Дагестанского филиала Академии наук СССР, аспиранту Ленинградского института театра, музыки и кино Гусейну Бартыханову потянулись музыканты-исполнители, художники, поэты, пишущие музыку, любители театра, жаждущие приобщения к этому загадочному искусству. Дебют молодого театра стал настоящим открытием искренности, свободы, талантов среди дагестанской молодежи.

Вторая постановка театра-студии «Вестсайдская история» Артура Лорентса и Эрнста Лемана выявила новые таланты среди молодежи. Гусейну Бартыханову удалось привлечь людей, которые через годы стали определять тенденции в профессиональной культуре Дагестана. Известные сейчас художники Ислам Шовкринский, Ибрагимхалил Супьянов были оформителями спектакля, песни к нему на слова дагестанских поэтов писал Гаджи Варисов.

Как тогда им жилось в атмосфере молодежного творчества, вспоминали Карен Мкртчан, Георгий Гарунов, Ислам Шовкринский, Давуд Зулумханов, Светлана Анохина, Владимир Мещерин и другие.

— Гусейн позволял нам баловаться, и в этом баловстве рождалось очень много идей, находок. «Мистерия Буфф» Владимира Маяковского, поставленная в нашем театре, – это сложный поэтический спектакль с огромным числом персонажей, поэтому и «чертей», и «святых» играли одни и те же люди. Заразить всех нас этой атмосферой театра – задача непростая, и, чтобы ее реализовать, надо было быть Гусейном Бартыхановым. Он замахнулся на пьесу, которую даже профессиональные театры в Москве ставили один-два раза. Мы имели большой успех, — говорил актер и режиссер Карен Мкртчан.

— Меня в театр привела однокурсница, – вспоминает скульптор Ислам Шовкринский. – Шла репетиция. Главному герою Гусейн в одной из сцен предложил сделать колесо, как это делают в гимнастике. У него не получалось. Я удивился и сделал два колеса без подготовки. «Все, мы нашли исполнителя главного героя!» — обрадовался Гусейн. Так я сыграл примерно 20 спектаклей в разных залах города.

DSC_2603_новый-размер.jpg

— Играть было легко, мы играли сами себя, по-другому не умели. Первые два спектакля даже не помню. Только на третьем осознавал, что происходит на сцене. А в зале уже в третий раз сидят и говорят, что будет за этой мизансценой, диалогом. Это захватывало, придавало столько энергии, идущей из зала. Театр – невероятная сила, и если ты попал под ее влияние, то это навсегда, — увлеченно рассказывал педагог и публицист Давуд Зулумханов.

Говорили об огромном значении музыки в спектакле Экспериментального театра, где был свой вокально-инструментальный ансамбль, являвшийся действующим лицом постановок. Музыку писал Гаджи Варисов, который прислал свое видеовоспоминание из Санкт-Петербурга. «Спектакли были живыми, не вымученными. Страсть, доверие давали ощущение полета, свободы. Это служило основой для наших творческих порывов, желания самореализации. Такую атмосферу невозможно создать искусственно, она исходила изнутри человека, который все это создал, – Гусейна Бартыханова», – убежден Г. Варисов.

— Театр Гусейна был на одном дыхании со зрителем. Молодежь в зале налету подхватывала каждое слово со сцены. Настрой был единый, был диалог тех, кто в зале и на сцене, – говорила кандидат искусствоведения Гулизар Султанова.

Экспериментальный театр Г. Бартыханова дал мощный толчок в развитии театрального движения в молодежной среде. Появились объединявшие молодежь театры, созданные Александром Гентелевым, Владимиром Тагировым, Александром Мелентьевым, Биймурзой Мантаевым.

«Гусейн зажег пожар, пожар творчества. Мы помним тот дух, азарт, никто не спрашивал: «Сколько заплатят», все были рады причастностью к этому великому делу – театру», — говорил заслуженный артист РД Алексей Тимохин.

На вечере «Как молоды мы были» доброжелательно, с весомой долей ностальгии говорили о том замечательном времени, объединившем молодых людей разных профессий, занятий, вовсе не мечтавших о коммерческом успехе, создававших декорации, писавших музыку, бывших хотя бы ненадолго актерами.

Расходились все под песню, своеобразный гимн театру: «Театр не мода, он навсегда».

Статьи из «Культура»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Рыцарь театра

4
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

3
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

5
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

11
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

55
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

27
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

117
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

5
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

45
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...